XVII век 198
ВВЕДЕНИЕ ОТ XVI К XVIII ВЕКУ 198
ОПЕРА И КРУПНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИТАЛИИ 203
НАЧАЛО ОПЕРЫ ВО ФЛОРЕНЦИИ 204
ОПЕРА В МАНТУЕ И РИМЕ 211
Клаудио Монтеверди 219
ОПЕРА В ВЕНЕЦИИ. ФРАНЧЕСКО КАВАЛЛИ 236
ОПЕРА В НЕАПОЛЕ. АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ 245
КАНТАТА И ОРАТОРИЯ 254
ОПЕРА ВО ФРАНЦИИ. ЖАН БАТИСТ ЛЮЛЛИ 262
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В АНГЛИИ. ГЕНРИ ПЁРСЕЛЛ 271
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ИСПАНИИ 285
ПЕСНЯ, ОРАТОРИЯ И ОПЕРА В ГЕРМАНИИ 288
ПЕСНЯ 290
ОРАТОРИЯ И ДРУГИЕ ДУХОВНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ. 292
Генрих Шюц 292
Опера. Райнхард Кайзер 303
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА 309
МУЗЫКА ДЛЯ ОРГАНА. ЯН ПИТЕРС СВЕЛИНК. ДЖИРОЛАМО ФРЕСКОБАЛЬДИ. САМЮЭЛЬ ШАЙДТ ИОГАНН ЯКОБ ФРОБЕРГЕР. ИОГАНН ПАХЕЛЬБЕЛЬ. 313
Дитрих Букстехуде 313
МУЗЫКА ДЛЯ КЛАВИРА, от английских верджинелистов к Франсуа Куперену Великому 326
МУЗЫКА ДЛЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ АНСАМБЛЕЙ. ОТ РАННЕЙ ВЕНЕЦИАНСКОЙ К БОЛОНСКОЙ ШКОЛЕ. 344
Генри Пёрселл. Арканджело Корелли 344
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ и музыка для скрипки соло. Генрих Игнац Бибер. Арканджело Корелли. Антонио Вивальди 359
ПРИЛОЖЕНИЯ. 373
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ 373
1 373
2 373
3 373
4 374
5 374
6 374
7 374
8 375
9 375
10 376
11 376
12 377
13 377
14-15 378
16-17 378
18 379
19 379
20 380
21 380
22 381
23 382
24 383
25 383
26 384
27 384
28 384
29 385
30 385
31 385
32 386
33 387
34 388
35 389
36 390
37 391
38 392
39 393
40 394
41 394
42 396
43 396
44 398
45 399
46 400
47 401
48 402
49 403
50 404
51 405
52 406
53 406
54 407
55 408
56 408
57 408
58 409
59 409
60 410
61-62 411
63 411
64 411
65 412
66 413
67 413
68 413
69 413
70 414
71 415
72 415
73 416
74 416
75 417
76 418
77 419
78 419
79 420
80 420
81 422
82 422
83 423
84 423
85 424
86 424
87 425
88 425
89 425
90 426
91 426
92 427
93 a-б 427
94 427
95 428
96 429
97 429
98 429
99 429
100 429
101 429
102 430
103 430
104 430
105 431
106 431
107 432
108 432
Дж. Габриэли. Хор 433
109 Cantica sacra 4 433
Cantica sacra 9 434
110 434
111 434
112 435
113 436
114 436
115 437
116. Мелодия из Лохаймского сборника 438
К. Науман. Пьеса для органа 438
117 439
118 440
119 441
120 442
121 442
122 443
123 443
124 445
125 446
126 447
127 447
128 447
129 448
130 448
131 448
132 449
133 450
134 451
135 451
136 452
137 Хор теней. Балет обитателей счастливых островов 452
138 453
Ария Армиды 454
139 455
140 455
141 456
142а 458
142б 458
142в 458
143 459
144 459
145 460
146 461
147 462
148 462
149 462
150 463
151 464
152 464
153 465
154 465
155 466
156 467
157 468
158 468
159 468
160 469
161 469
162 470
163 470
164 471
165 471
166 471
167-168 472
169 472
170 473
171 473
172 473
173 474
174 474
175 474
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 475
СОДЕРЖАНИЕ 489
дополнения 490
Гентский Алтарь The Ghent Altarpiece- Cathedral of St. Bavon at Ghent (Oak Panels- Completed 1432) Jan & Hubert van Eyck 490
В 1940 году вышел из печати учебник «История западноевропейской музыки до 1789 года», в основе которого лежал курс, читавшийся мною для студентов историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории. За сорок с лишним лет, прошедших с тех пор, в науке о музыке накопилось множество новых данных, требующих исправлений, уточнений и частичного пересмотра того, что писалось еще в предвоенные годы. Особенно много новых материалов (в том числе капитальных нотных публикаций) появилось по основным темам XIII—XV веков, которые теперь могут быть освещены значительно полнее и точнее. Поскольку учебником моим все еще продолжают пользоваться читатели, целесообразно было пересмотреть его текст в соответствии с современным состоянием музыкознания 1.
Настоящая книга является первым томом учебника, полностью обновленного автором (второй его том вышел в 1982 году). По возможности учтены новые публикации и исследования, появившиеся за рубежом по проблемам, рассматриваемым в книге. В последние годы эта проблематика частью получила новое освещение и в работах советских музыковедов, что, разумеется, всецело принято во внимание. Из числа исследований и публикаций, осуществленных в СССР, наибольшее значение имели для автора работы В. В. Протопопова: «История полифонии в ее важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX веков» (М., 1965), «Очерки из истории инструментальных форм XVI— начала XIX века» (М., 1979), «Из истории форм инструментальной музыки XVI—XVIII веков. Хрестоматия» (М., 1980), «Проблемы формы в полифонических произведениях строгого стиля» (журнал «Советская музыка», 1977, № 3). Неоднократно ссылается автор
1 В данном издании нотные примеры помещены в конце книги.
3
на работы Ю. К. Евдокимовой: «Проблема первоисточника» (журнал «Советская музыка», 1977, № 3), «Тематические процессы в мессах Палестрины» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «История, эстетика и техника месс-пародий» (в книге «Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки». М., 1978); Ю. К. Евдокимовой и Н. А. Симаковой «Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним» (М., 1982). По тем или иным темам автор учитывал материалы ряда работ других советских исследователей: Ю. Н. Холопова «Органум», «Секвенция» и «Средневековые лады» («Музыкальная энциклопедия», т. 4, 5. М., 1978, 1981); М. А. Сапонова «Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо» (в книге «Проблемы музыкального ритма». М., 1978); Н. А. Симаковой «Мелодия „L'homme arme" и ее преломление в мессах эпохи Возрождения» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «Многоголосная шансон и формы ее претворения в музыке XV—XVI веков» (в книге «Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки». М., 1978), «Из истории вокальных форм эпохи Возрождения» (рукопись, 1980); Г. Э. Пелециса «Месса Жоксена Депре „Malheur me bat". К вопросу о технике сочинения на cantus firmus» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978), «Формообразование в музыке И. Окегема и традиции нидерландской школы» (диссертация, 1981); Т. Н. Дубравской «Итальянский мадригал XVI века» (в книге «Вопросы музыкальной формы», [вып.] 2. М., 1972), «Мадригалл. Жанр и форма» (в книге «Теоретические наблюдения над историей музыки». М., 1978) ; Т. Б. Барановой «Из истории мессы» (в книге «Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки». М., 1978) и другие работы; В. Д. Конен «Клаудио Монтеверди» (М., 1971), «Пёрселл и опера» (М., 1978); О. И. Захаровой «Музыкальная риторика XVII века и творчество Генриха Шютца» (в книге «Из истории зарубежной музыки», вып. 4. М., 1980); Г. П. Сахаровой «Формирование сонатного цикла в болонской скрипичной школе XVII века» (в том же издании) и другие работы; а также публикации Н. Казарян, В. Фролкина, Н. Чарной, В. Штейнгарда,
Приношу глубокую благодарность всем, кто в процессе обсуждения рукописи данного тома или его глав высказал замечания и советы по тексту: коллективу сотрудников Сектора классического искусства Запада во Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознания, в особенности В. Н. Брянцевой и Е. И. Ротенбергу; рецензентам рукописи — профессору Московской консерватории Н. С. Николаевой и доценту, кандидату искусствоведения Н. А. Симаковой. От души благодарю также коллег, бескорыстно помогавших мне дружескими советами и материалами в ходе работы над книгой: доцента Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных Ю. К. Евдокимову, и. о. профессора того же института Р. К. Ширинян.
4
- Т.Ливанова история западно-европейской музыки до 1789 года том первый По XVIII век
- XV век. Ранний ренессанс 82
- XVI век. Ренессанс 110
- XVII век 198
- Введение музыкальная культура античности
- Средние века музыкальная культура раннего средневековья
- Новые явления в музыкальной культуре средневековья
- Трубадуры, труверы, миннезингеры
- Духовная лирика
- Развитие многоголосия. Школа нотр-дам. Новые жанры
- Ars nova во франции. Гийом Машо
- Эпоха возрождения введение
- Ars nova в италии. Франческо Ландини
- XV век. Ранний ренессанс переходный период. Истоки нидерландской школы. Джон Данстейбл
- Гийом Дюфаи, Жиль Беншуа и другие мастера их поколения
- Иоханнес Окегем
- Якоб Обрехт
- XVI век. Ренессанс музыкальная культура эпохи, жоскен депре и судьбы нидерландской школы
- Французская песня
- Светские вокальные жанры в италии. Фроттола, Вилланелла, Мадригал. Лука Маренцио. Карло Джезуальдо Ди Веноза
- Реформация в германии. Немецкая песня. Протестантский хорал. Мейстерзингеры. Ханс Сакс
- Ренессанс и наступление контрреформации
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
- Орландо Лассо
- Венецианская школа андреа и джованни габриели
- Некоторые итоги эпохи возрождения в других странах
- Инструментальная музыка
- Музыка для лютни
- Музыка для органа
- Сочинения для других инструментов
- Теоретическая мысль на рубеже нового периода. Некоторые итоги
- XVII век введение от XVI к XVIII веку
- Опера и крупные вокальные жанры в италии
- Начало оперы во флоренции
- Опера в мантуе и риме
- Клаудио Монтеверди
- Опера в венеции. Франческо кавалли
- Опера в неаполе. Алессандро скарлатти
- Кантата и оратория
- Опера во франции. Жан батист люлли
- Музыкальный театр в англии. Генри пёрселл
- Музыкальный театр в испании
- Песня, оратория и опера в германии
- Оратория и другие духовные вокальные жанры. Генрих Шюц
- Опера. Райнхард Кайзер
- Инструментальная музыка
- Музыка для органа. Ян питерс свелинк. Джироламо фрескобальди. Самюэль шайдт иоганн якоб фробергер. Иоганн пахельбель. Дитрих Букстехуде
- Музыка для клавира, от английских верджинелистов к Франсуа Куперену Великому
- Музыка для инструментальных ансамблей. От ранней венецианской к болонской школе. Генри Пёрселл. Арканджело Корелли
- Инструментальный концерт и музыка для скрипки соло. Генрих Игнац Бибер. Арканджело Корелли. Антонио Вивальди
- Приложения. Нотные примеры
- Указатель имен
- Содержание
- Дополнения Гентский Алтарь The Ghent Altarpiece- Cathedral of St. Bavon at Ghent (Oak Panels- Completed 1432) Jan & Hubert van Eyck