logo search
8 стр Симфоническое творчество ГАЙДНА +++

Жанр симфонии в творчестве гайдна

Йозеф Гайдн – великий представитель венской классической школы. В истории музыкального искусства – это один из самых светлых и гармоничных художников. Гайдн получил заслуженное мировое признание главным образом в области инструментальной музыки Его камерное, и симфоническое творчество началось в 50-е годы XVIII века, и способствовало становлению новых жанров и форм в этой области. Последние квартеты и "Лондонские симфонии" блестящий результат длительной творческой эволюции композитора.

Это был один из самых смелых и независимых гениев. Никакие авторитеты не имели над ним ни малейшей власти. "Искусство свободно и не должно ограничивать себя никакими ремесленными узами" – говорил Гайдн.

В каждой ноте его сочинений искрится его неисчерпаемая фантазия и бесконечное богатство музыкальных идей. Он был великим мастером, и стремление к мастерству постоянно направляло его усилия. Гайдну доставляла радость сама работа, ощущение её "слаженности". Это была настоящая страсть творческого труда и вечных поисков художественного совершенства.

Творческая жизнь Гайдна была долгой и захватила переломный период музыкального развития Западной Европы – от истоков до полного расцвета венской классической школы. Формирование творческой личности композитора связано со второй половиной XVIII века. Начиная с 1761 года, в течение почти 30 лет, Гайдна находился на службе у князя Эстергази, прозванного "Великолепный". В эти годы жизнь Гайдна была крайне однообразна и лишена внешних событий. Но при этом, все его внимание было направлено исключительно в область музыки. Вступив в должность придворного капельмейстера, Гайдн подписал договор, который возлагал на него многочисленные обязанности:

- руководить исполнением музыки при дворе князя и в церкви

И среди этого потока дел, главным для Гайдна было – сочинять музыку, причем любую, по требованию князя. Увеселения и празднества в имении Эстергази не прекращались неделями, а порой и месяцами. Поэтому музыка звучала постоянно - ей принадлежало здесь одно из почетных мест. Все это возлагало большую нагрузку и ответственность, которая выпадала на долю капельмейстера.

Свой талант Гайдн предоставил в полное распоряжение князя. Музыка, которую он сочинял, должна была удовлетворять вкусам его хозяина и способствовать большему блеску имения Эстергази. При этом Гайдн не имел права собственности на свои произведения: они принадлежали князю, и могли исполняться или издаваться только с его согласия. Кроме того, Гайдн не мог самовольно отлучиться из владений Эстергази, и вся его жизнь подчинялась строго установленному регламенту.

Но, хотя композитор был в полной зависимости от вкусов князя и предоставил свой талант в его полное распоряжение, тем не менее, в этой ситуации были свои положительные моменты.

Прежде всего, Гайдн ценил то, что у него была возможность сочинять. Конечно, он писал главным образом по заказу, но это не мешало ему писать с истинным вдохновением. Его фантазия готова была работать в любом направлении, а запас музыкальных идей был совершенно неистощим.