Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1880)
Сюжет трагедии Шекспира один из наиболее распространённых в му- зыке (балет С. Прокофьева, опера Ш. Гуно, опера В. Беллини «Монтекки и Капулетти», симфония с солистами-певцами и хором Г. Берлиоза). Интерпре- тация сюжета Шекспира зависела от эпохи. В XIX века, как правило, акцен- тировали идею любви.
I. Литературный первоисточник и трактовка Чайковского.Трагедия Шекспира оптимистична, поскольку смерть героев приводит к прекращению вражды. Трагедия соединяет 2 уровня:
- временно, актуальный: Старшие члены семей Монтекки и Капулетти симфолизируют дух Средневековья, Ромео и Джульетта олицетворяют сво- боду чувств и выбора, свойственную Ренессансу. Примиряющую роль между этими мировоззрениями выполняет религия (патер Лоренцо);
- вневременная идея: любовь сильнее вражды и смерти.
Чайковский концентрирует внимание на втором аспекте, т.е. развора- чивает в своей увертюре-фантазии историю любви и ненависти.
П. Драматургия сочинения Чайковского строится на конфликте двух тем - главной (идея вражды) и побочной (идея любви). С образом патера Ло- ренцо связывают тему вступления, которая проявляет себя двойственно: во вступлении она звучит возвышенно и благородно, а в разработке приобретает черты негативной, зловещей сущности.
III. Особенности симфонического развития в «Ромео и Джульетте». Необычен тональный план формы, с сопоставлением далёких тональностей в экспозиции (гл.т. - h-moll, поб.т. Des-dur). Развитие имеет несколько фаз, и строится по принципу нарастания кульминаций (последующая выше преды- дущей)/
П.И. Чайковский «Евгений Онегин» (1878)
I. Опера написана по одноимённому роману в стихах А.С. Пушкина. Над либретто композитор работал в содружестве с К.С. Шиловским, которому принадлежит текст куплетов Трике. Остальные вставные стихи Чайковский написал сам. Содержание оперы акцентирует лирическую линию романа, что отразилось в её жанровом обозначении - «лирические сцены». Герои Пуш- кина у Чайковского почти не переосмыслены. Исключение составляет муж Татьяны (князь Грёмин). У Пушкина это титулованное ничтожество, потому жертва героини в финале трагичнее. Татьяна Чайковского отказывается от счастья из чувства долга по отношению к достойному человеку1.
II. Центральная идея оперы романтична: главные герои ищут свой лириче- ский идеал, однако поиски заканчиваются разочарованием.
III. Драматургия оперы. В «Евгении Онегине» три главных действующих ли- ца (Татьяна, Ленский, Онегин; Ольга в опере - «фоновый» персонаж»), у ка- ждого из которых своя история любви. Экспозицией и завязкой всех «исто- рий» служит I картина. Далее у каждой линии есть своя «зона» развития:
II и III картины - развитие, кульминация и развязка линии Татьяны; IV, V картины - «история» Ленского;
VI, VII - развитие, кульминация и развязка образа Онегина.
Чайковский подчёркивает духовное родство между Татьяной и Лен- ским: их партии интонационно близки. Онегин экспонируется как их анти- под, однако в процессе развития его характеристики сближаются с тематиз- мом Татьяны.
IV. Музыкальная характеристика образов.
Татьяна - центральный персонаж оперы, получающий наиболее ин- тенсивное развитие. Оркестровое вступление к опере, основано на «секвен- ции Татьяны», которая становится лейттемой героини. Секвенция меняется в зависимости от состояния Татьяны, например в I картине, при появлении Онегина, она ликующе звучит в мажоре (слова Няни «Не приглянулся ли ей барин этот новый»).
Косвенная характеристика - сентиментальный дуэт «Слыхали ль вы» (на стихотворение А.С.Пушкина «Певец») раскрывает романтическую натуру Татьяны. Квартет, который следует за дуэтом - философский вывод о судьбе женщины.
Кульминация образа - сцена письма из II картины, которая выстроена в форме трёхчастной композиции, где крайние разделы - сцены с няней, сред- ний - письмо. Во II картине развиваются 3 темы: т. страданий Татьяны, «сек- венция» и т. любви, открывающая сцену письма. Сцена письма строится как свободное последование различных по характеру разделов:
- решимость Татьяны;
' Первоначально Опера заканчивалась иначе - Татьяна оставляла мужа ради Онегина. Финал был изменён в 1880 году перед постановкой оперы в Большом театре.
тема письма;
тема избранной судьбы «Нет, никому на свете»;
- образ идеала «Ты в сновиденьях мне являлся» (материал этого разде- ла близок темам Ленского);
- вера в Онегина «Но так и быть, судьбу свою...»
Развязка истории Татьяны - III картина, сцена с Онегиным. Ариозо «Ах, для чего стенаньям вняв» - предчувствие трагического финала. В последующих картинах образ Татьяны сохраняет свои качества. В VI картине характери- стикой Татьяны становится ария Грёмина. VII картина (объяснение с Онеги- ным) - психологически точное отображение чувств героини: с одной сторо- ны, любви и сожалений о потерянном счастье, а, с другой стороны, верности долгу, силы характера.
Ленский - романтический, жертвенный персонаж. Если история Тать- яны заканчивается разочарованием, то Ленского поиск лирического идеала приводит к гибели. Экспозиция образа даётся в I картине, в знаменитом ариозо «Я люблю вас, Ольга».
Развитие образа - сцена на балу в честь именин Татьяны (IV): ссора с Онеги- ным, вызов на дуэль.
Кульминация образа - ария «Куда, куда вы удалились», предшествующая сцене дуэли в V картине. Развязка - дуэль (канон «Враги»).
Онегин в I картине характеризуется несколькими краткими репликами, создающими образ светского, воспитанного, холодного человека. В этом же ракурсе его раскрывает поучающее, снисходительно-доброжелательное арио- зо «Когда бы жизнь домашним кругом». Развитие образа, связанное с нарас- танием эмоциональности и искренности в характере героя, начинается в VI картине, в сцене бала «Ужель та самая Татьяна». Кульминация и развязка - сцена с Татьяной в VII картине. Чувства героя раскрываются музыкально: в вокальную партию Онегина проникают темы Татьяны, связанные с образом любви.
V. Социально-бытовой фон оперы. События оперы разворачиваются на фоне двух различных социальных пластов: в I-V картинах это быт помещичьей усадьбы. Его характеризуют хоры I картины «Болят мои скоры ноженьки» (лирическая-протяжная) и «Уж как по мосту мосточку» (плясовая). Хор «Де- вицы-красавицы» предваряет объяснение Татьяны и Онегина в III картине. IV картина - сцена «домашнего» бала, где звучат вальс и мазурка (на её фоне происходит ссора Ленского и Онегина).
Второй социальный «уровень» - великосветский бал в Петербурге, его блеск и масштаб характеризует полонез.
- Симфоническое творчество п.И.Чайковского
- Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1880)
- П.И. Чайковский Симфония № 5, e-moll, (1888).
- Симфония № 6 h-moll (1893)
- Вокальное творчество Танеева
- Хоровое творчество
- А.Н. Скрябин (1872-1915)
- Фортепианное творчество а.Н. Скрябина. Прелюдии ор. 11
- «Царская невеста»
- I действие
- II действие
- III действие
- IV действие
- I действие:
- II действие: