IV действие
Ария Собакина «Не думал не гадал я» - с.214, Ц. 181
Ариозо Грязного «Она больна, и плачет и горюет» (на интонациях лейттемы Грязного -221, Ц. 185 Сцена бессилия Марфы:
Ах, что со мной?» - с.234
Ах, Ваня, Ваня! Что за сны бывают!» (тема безумия) - с.234 Сцена и ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь з сад пойдём» (1-я лейттема из арии Марфы II действия) - с.243, Ц.201
«Ах, посмотри...» (2-я лейттема) - с.244 Ц.203 «Взгляни, вон там, над головой» (3-я лейттема) - с.246, Ц.205 Сцена Грязного и Любаши «Нет, не стерпеть» - с.250, Ц.208 Ариозо Грозного «Страдалица невинная, прости» - с. 157, Ц. 213
Краткое содержание:
I действие : «Пирушка». Боярин Грязной в тяжелом раздумье: он горячо по- любил , но она просватана за Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной устраивает пирушку. Приходят гости, среди них— Иван Лыков, недавно возвратившийся из поездки по Европе, царский. лекарь Елисей Бомелий, Ма- люта Ску ов. Григорий представляет свою любовницу Любашу. Когда гос- ти стали лить, Грязной задержал Бомелия: «Есть у меня приятель, зазно- била ему сердечко красная девица». Бомелий отвечает, что есть зелье, чтобы девушка полюбила, и соглашается его сделать. Их разговор подслушала Лю- баша.
II действие : «Приворотное зелье». После церковной службы на улице Марфа ждут Лыкова. На девушек обращает внимание проезжав- ший , в котором они не узнали Ивана Грозного. Вскоре появ-
ляются Собакин и Лыков, все идут к Собакиным. Вечером Любаша приходит к Бомелую и просит отравляющее зелье. Взамен Бомелий требует любви, ставит Любашу в безвыходную ситуацию. Она соглашается.
III действие : «Дружко». Дома у Собакина Лыков и Грязной в ожидании. Царь собрал на смотрины 2000 девушек, из которых осталось только 12, сре- ди них Дуняша и Марфа. Опасаются, что царь может выбрать Марфу, тогда не быть ее свадьбе с Лыковым. Грязной вызывается быть на свадьбе друж- кой. Приходит Домна Сабурова и рассказывает, что Иван Грозный «положил глаз» на Дуняшу, и, скорее всего, невестой быть ей. Грязной предлагает за это выпить; наливает в бокалы мёд, Марфе подсыпает зелье. Приходят Ду- няша и Марфа, которая выпивает мёд с зельем. Сабурова и Дуняша поют ве- личальную песню жениху Лыкову и невесте Марфе. Неожиданно в дом при- ходят бе во главе с Малютой Скуратовым с новостью: царь выбрал в жё- ны имено Марфу.
IV действие «Невеста», Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит н г хтный недуг. Появляется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова. Грязной понимает, что хо- тел приворожить Марфу, но вместо этого отравил. Не выдержав, он сознаётся во всём. он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно оказалось отравой. Просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Боме- лием. Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого Марфа с с м зачахнет и умрёт. В гневе Грязной зарезает Любашу и проща- ется с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт «Приходи завтра, Ваня».
«Снегурочка» (1880)
Жанр - опера-сказка
I. Литературным первоисточником оперы стала весенняя сказка Н.Островского «Снегурочка». Драматург создал в пьесу-утопию, рисующую идиллическое государство берендеев. Сказка стала упрёком современному обществу, обличением его эгоизма, жестокости, несправедливости. Залог счастья Островский видит в единстве природы и человека. Второй значимой идеей пьесы, воплощённой Римским-Корсаковым, стала мысль о преобра- жающей силе красоты. Потому Берендей - это мудрец, философ и художник. Третья идея - попытка проникновения в психологию любви (любовь - страсть (Купава и Мизгирь) и духовная любовь (Снегурочка и Лель), их гар- моничное соединение - Лель и Купава), где Римский-Корсаков продолжает традицию Глинки (Глинка тоже пытался осмыслить природу любви: в «Рус- лане» показана любовь как «память сердца» (Горислава) и любовь как иску- шение (сады Наины)).
. Очевидно, идеи Островского были созвучны творческим установкам композитора, поскольку «Снегурочка» была написана в порыве творческого вдохновения, чрезвычайно быстро и практически набело.
II. Драматургия оперы определяется её жанром, в ней взаимодействуют реальность и фантастика. Свойственного сказка противостояния добра и зла в опере нет. Сферы реальности и фантастики соединяет Снегурочка - самый обаятельный, но изначально обречённый персонаж. Факт рождения Снегу- рочки (дитя Мороза и Весны) нарушает гармонию мира, её гибель оправдана, поскольку восстанавливает изначальный естественного уклад (задействована фабула героического мифа).
III. Музыкальное воплощение драматургических сфер. Язык оперы опирается на различные традиции. Это разнообразие фольклорных жанров, стиль bell canto (партии Снегурочки и Весны), присущие стилю Римского- Корсакова сложные и красочные ладовые образования (фантастическая сфе- ра). Кроме того, в опере действует разветвлённая сеть лейтмотивов, которы- ми наделяются основные персонажи.
1. В реальной сфере оперы композитор воссоздаёт мир архаики, язычества, поэтому в характеристике опирается на фольклорные традиции. Особое ме- сто в опере занимают народные обряды. Композитор обращается к древней- шим обрядовым традициям, связанным с календарным циклом, отражающим смену времён года. Это архаичный пласт фольклора наиболее отчётливо вы- ражает идею единства человека и природы. Обряды:
Пролог (2-я картина) - проводы Масленицы. Сцена выстроена в форме рондо, где рефреном выступает припев-причет «Ой честная масленица». Ха- рактер у этого обряда двойственный - Масленицу одновременно величают и гонят.
I действие - часть свадебного обряда (выкуп невесты), в конце этой сцены звучит хор «Ай во поле липенька», который появится ещё раз в III действии, в сцене в заповедном лесу;
II действие - величание царя;
III действие - встреча весны (сцена в заколдованном лесу), здесь звучат народная игровая «Купался бобёр» и пляска скоморохов, в которой компози- тор стилизует народные инструментальные наигрыши;
IV действие - встреча лета на Ярилиной горе. Опера заканчивается гимном Яриле-солнцу.
Согласно глинкинской традиции, драматургические сферы наделяются как массовой, так и индивидуальной характеристикой. Центральные персо- нажи реальной сферы глубоко символичны.
Лель воплощает идею преображающей силы искусства. Именно его песни «очеловечивают» Снегурочку. Персонажу сопутствует лейтмотив в духе свирельного наигрыша. Кроме того, на протяжении оперы Лель испол- няет три разнохарактерные песни: лирическую протяжную «Земляничка ягодка», оживлённую плясовую, лирическую с плясовым припевом «Туча со громом сговаривалась». Как лирический персонаж он раскрывается в дуэте с Купавой в III действии.
Купава - воплощение женской страсти, антипод Снегурочке. У неё есть энергичный и волевой лейтмотив. Лирическое начало героини раскры- вается в дуэте с Лелем (III действие).
Берендей - символ народной мудрости и творческого начала. Во вто- ром действии появляется его лейтмотив и две каватины, раскрывающие пре- клонение царя перед красотой природы.
Мизгирь - символ мужской страсти. Персонаж двойственный: его эго- изм и безответственность раскрываются в сценах с Купавой, как искренне и страстно любящий человек он характеризуется в сцене со Снегурочкой IV действия.
2. Мир фантастики представлен отдельными персонажами и стихийными си- лами (Ярило).
Дед Мороз появляется только в прологе. Опера открывается его лейт- темой. Сольная характеристика - в духе вольницких молодецких песен.
Весна появляется в Прологе в сопровождении птиц, поэтому её лейт- мотив связан с лейтмотивом птиц. В Прологе звучит ария Весны, наделённая восточным колоритом. В IV действии Весна появляется в окружении цветов, вновь звучит её лейтмотив и ариозо.
Леший наделяется инструментальным лейтмотивом, вокальная харак- теристика речитативна.
Ярило - антитеза Морозу, благая и животворящая сила. Тема Ярилы- солнца формируется постепенно. Наиболее отчётливо её интонации прояв- ляются в IV действии, в сцене Снегурочки и Весны и в сцене таяния Снегу- рочки. Окончательно тема оформляется в заключительном хоре.
IV. Образ Снегурочки. Снегурочка - антитеза Купавы. Персонаж хруп- кий, женственный, жертвенный. Развитие образа - уход из фантастики в ре- альность, «очеловечивание». Снегурочку характеризуют два лейтмотива: 1-й звучит в арии из Пролога «С подружками по ягоды ходить». Он создаёт образ
II действие - величание царя;
III действие - встреча весны (сцена в заколдованном лесу), здесь звучат народная игровая «Купался бобёр» и пляска скоморохов, в которой компози- тор стилизует народные инструментальные наигрыши;
IV действие - встреча лета на Ярилиной горе. Опера заканчивается гимном Яриле-солнцу.
Согласно глинкинской традиции, драматургические сферы наделяются как массовой, так и индивидуальной характеристикой. Центральные персо- нажи реальной сферы глубоко символичны.
Лель воплощает идею преображающей силы искусства. Именно его песни «очеловечивают» Снегурочку. Персонажу сопутствует лейтмотив в духе свирельного наигрыша. Кроме того, на протяжении оперы Лель испол- няет три разнохарактерные песни: лирическую протяжную «Земляничка ягодка», оживлённую плясовую, лирическую с плясовым припевом «Туча со громом сговаривалась». Как лирический персонаж он раскрывается в дуэте с Купавой в III действии.
Купава - воплощение женской страсти, антипод Снегурочке. У неё есть энергичный и волевой лейтмотив. Лирическое начало героини раскры- вается в дуэте с Лелем (III действие).
Берендей - символ народной мудрости и творческого начала. Во вто- ром действии появляется его лейтмотив и две каватины, раскрывающие пре- клонение царя перед красотой природы.
Мизгирь - символ мужской страсти. Персонаж двойственный: его эго- изм и безответственность раскрываются в сценах с Купавой, как искренне и страстно любящий человек он характеризуется в сцене со Снегурочкой IV действия.
2. Мир фантастики представлен отдельными персонажами и стихийными си- лами (Ярило).
Дед Мороз появляется только в прологе. Опера открывается его лейт- темой. Сольная характеристика - в духе вольницких молодецких песен.
Весна появляется в Прологе в сопровождении птиц, поэтому её лейт- мотив связан с лейтмотивом птиц. В Прологе звучит ария Весны, наделённая восточным колоритом. В IV действии Весна появляется в окружении цветов, вновь звучит её лейтмотив и ариозо.
Леший наделяется инструментальным лейтмотивом, вокальная харак- теристика речитативна.
Ярило - антитеза Морозу, благая и животворящая сила. Тема Ярилы- солнца формируется постепенно. Наиболее отчётливо её интонации прояв- ляются в IV действии, в сцене Снегурочки и Весны и в сцене таяния Снегу- рочки. Окончательно тема оформляется в заключительном хоре.
IV. Образ Снегурочки. Снегурочка - антитеза Купавы. Персонаж хруп- кий, женственный, жертвенный. Развитие образа - уход из фантастики в ре- альность, «очеловечивание». Снегурочку характеризуют два лейтмотива: 1-й звучит в арии из Пролога «С подружками по ягоды ходить». Он создаёт образ
«холодной» Снегурочки. Этот лейтмотив на протяжении оперы будет ме- няться; 2-й возникает также в Прологе, в ариозо «Слыхала я» - этот лейтмо- тив выражает стремление Снегурочки стать человеком. Постепенно второй лейтмотив вытеснит первый. На второй теме строится сцена таяния в IV дей- ствии.
- наиз. - с.39 - наиз. с.52 - наиз.
Темы: Пролог:
Вступление - лейтмотив Мороза с.5, первые 6 тактов
- лейтмотив Весны с.6, Ц 20, 3-й такт
- лейтмотив Лешего с.7, Ц. 30
1-я картина
Ария Весны «Не то встречаю я» - с. 12, Ц.ЗО Хор птиц «Сбирались птицы» - с.23, Ц.20 - наиз. Песня Деда Мороза «По богатым посадским домам» - Лейтмотив Снегурочки 1-й «Ау, ау!» - с.50 Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» - Ариетта Снегурочки «Слыхала я» - с.59 - наиз.
2-я картина: проводы Масленицы Хор «Раным рано куры запели» - с.72 - наиз. Припев-причет «Ой, честная масленица» - с.77, Ц.80, 5-й такт - наиз.
- Симфоническое творчество п.И.Чайковского
- Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1880)
- П.И. Чайковский Симфония № 5, e-moll, (1888).
- Симфония № 6 h-moll (1893)
- Вокальное творчество Танеева
- Хоровое творчество
- А.Н. Скрябин (1872-1915)
- Фортепианное творчество а.Н. Скрябина. Прелюдии ор. 11
- «Царская невеста»
- I действие
- II действие
- III действие
- IV действие
- I действие:
- II действие: