logo search
МХК для туристов

Раздел VII. Культура эпохи возрождения

АКВАРЕЛЬ (от лат. - вода) - один из видов живописи красками (обычно с клеем растительного происхождения), разводимыми в воде и легко смываемыми ею. Основные качества живописи А. - прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цве­та. Еще в кон. 15 в. выдающийся мастер Северного Возрождения А. Дюрер создал множество великолепных А. Но в полной мере А. утвердилась в странах 3ап. Европы сравнительно недавно - в кон. 17 - нач. 18 вв. Особенно прославился своими А. английский художник У. Тернер. В Рос­сии также было немало выдающихся акварелистов (К П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. А Серов, М. А Врубель, В. И. Суриков, А П. Остроумова-Лебедева, П. П. Кончаловский, А.. А. Дейнека, Н. А. Тырса и др.).

АРС НОВА (от лат. - новое искусство) - прогрессивное направле­ние во французской и итальянской музыке 14 в. Основные черты: отказ от использования исключительно жанров церковной музыки и обращение к светским вокально-инструментальным камерным жанрам, сближение с бы­товой песенностью, использование различных музыкальных инструментов. Оказала влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства.

БАЛЕТ - вид специфического искусства, содержание которого pacкрывается в музыкально-танцевальных образах. Истоки в народном танце. Начал формироваться в Европе в 16 в. Основные средства выразительно­сти - танец и пантомима. В создании балетного спектакля участвуют сценарист, композитор, балетмейстер, художник и артисты балета.

БАПТИСТЕРИЙ (от греч. - купель) - крещальня, помещение для крещения. В западноевропейских странах часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, завершенное куполом.

ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ европейских путешест­венников сер. 15- сер. 17 вв. Крупнейшие: открытие Америки в 1492 г. Колумбом, открытие морского пути И3 Европы в Индию 1497 - 99 гг. Васко да Гамой, первое кругосветное плавание Магеллана в (519-1522 П.; путешествия русских землепроходцев 16-17 вв. Открытие новых торго­вых путей и стран, захват и ограбление открытых земель, способствуя процессу первоначального накопления капитала и зарождению миро­вого рынка, положили начало колониализму.

ВОЗРОЖДЕНИЕ - период в культурном развитии стран Зап. И Центр. Европы (в Италии: 14-16 вв., в др. странах кон. 15-16 вв.) ­переходный к культуре Нового времени. Отличительные черты культуры В.: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). В. возникло и ярче всего прояви­лось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Твор­чество деятелей В. проникнуто верой в безграничные возможности чело­века, его воли и разума, отрицание католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Миран­долы и др.). Пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройности мироздания придают искусству В. большую идейную значимость, величе­ственный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали иг­рать светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, коллонады, своды, купола (архитекторы Брунеллески, Альберти Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам вели­чественность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники. (Дона­телло, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерландах, Дюрер, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительно­сти - передачей объема, пространства, света, изображения человеческой фигуры в том числе обнаженной и реальной cpeды - интерьера, пейза­жа. Литература В. создала такие памятники непреходящей ценности как «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, драмы Шекспира, роман «Дон Кихот» Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бы­тия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, антиклерикальная сатира Э.Ро­тердамского воплотили идеи В. в музыке, проникающейся гуманистиче­ским мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фротолла и вилантелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров – сольные песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии.

В эпоху В. рспространились философские идеи неоплатонизма и пантеизма, были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий). Идеи В. способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождавшегося буржуазного общества.

ГРАВЮРА - вид графики, в котором изображение является печат­ным. оттиском рельефного рисунка, нанесённого на доску гравером. В Ев­ропе возникла на рубеже 14-15 вв.

ГОМОФОНИЯ (от греч. - равный + звук, голос) - вид многоголо­сия в музыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, и подчинение ему прочих голосов, образующих гармоничное сопровожде­ние, аккомпанемент: Г. противоположна полифонии.

ГУММАНИЗМ (от лат. - человеческий, человечный) – признание цен­ности человека как личности, его права на свободное развитие и проявле­ние своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В узком значении - светское вольномыслие эпо­хи Возрождения, противостоящее религиозной схоластике средних веков.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ (ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ) - название наибо­лее гармоничных пропорций, при которых устанавливаются равные отношния частей какой-либо формы между собой, так и каждой из этих час­тей в отдельности с целым (АВ:ВС--АС:АВ). Приближенно это отноше­ние равно 5/3, точнее 8/5, 13/8 и т. д. Принципы 3. с. используются в ар­хитектуре. В поисках гармонии художники интуитивно всегда следовали этому принципу, но теоретически он был сформулирован в эпоху Воз­рождения. Термин «3. с.» ввел Леонардо да Винчи.

ИНКВИЗИЦИЯ (от лат. - розыск) - в католической церкви в 13-­19 вв. судебно-полицейские учреждения для борьбы с ересями. Судопро­изводство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно пригова­ривались к сожжению на костре. В 16-17 вв. одно из основных орудий Контрреформации. Особенно свирепствовала И. в Испании.

КАЛЬВИНИЗМ - направление протестантизма. Основано Ж. Каль­вином в эпоху Реформации (16 в.), наиболее соответствовал как религия интересам буржуазии того времени. Из Женевы проник во Францию, Нидерланды, Англию. Для К. характерны: доктрина абсолютного предоп­ределения, проповедь «мирского аскетизма», республиканское устройство церкви.

КАНТАТА (от лат. - пою) - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра.

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (комедия масок) - вид итальянского театра

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - церковно-политическое движение в Европе сер. 16--17 вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Главное орудие К. - инквизиция, монашеские ордена

ЛЮТЕРАНСТВО - направление протестантизма. Основано М. Люте­ром в 16 в. Впервые сформулировав основные положения протестантиз­ма, Л., однако, менее последовательно, чем кальвинизм, воплотило их в жизнь.

МАДРИГАЛ - 1) в 14 - 16 вв. небольшое музыкально-поэтическое сочинение любовно-лирического содержания; 2) с 17 в. - небольшое сти­хотворение - комплимент. .

МАКИАВЕЛЛИЗМ - термин введен для определения политики, пре­небрегающей нормами морали. Для упрочения государства все средства хороши, цель оправдывает средства. Основатель - итальянский политический мыслитель 15 в. Макиавелли.

МАНЬЕРИЗМ (от итал. - манера, стиль) - направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее, кризис гуманизма, для которого характерно утверждение устойчивости, трагические диссонансы бытия, власть сверхсил, субъективизм. Для произведений искусства этого стиля свойственна усложненность и изощренность формы.

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ - вид живописи масляными красками (кра­ски на основе олиф). Исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне и т. П., покрытых грунтом, или на известковой штукатурке (мо­нумент. М. ж.). Техника разработана в нач. 15 в. братьями ван Эйк. Благодаря интенсивности тонов и тонкости цветовых переходов М. ж. об­ладает богатыми возможностями воссоздания зримой картины мира.

ОПЕРА (от итал. - сочинение) - музыкально-театральное произве­дение, сочетающее сольное, ансамблевое и хоровое пение, сценическое и декоративное искусство. О. возникла в 16 в. во Флоренции.

ОРАТОРИЯ (от лат. - говорю, молю) - музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра. Родственна кантате, но более мо­нументальна, обладает эпико-драматическим характером и явной сюжет­ностью. Сложилась в кон. 16 в. как жанр духовной музыки, позднее поя­вились и светские О.

ПЕЙЗАЖ - вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр, в котором основной предмет изображения - природа. Фор­мирование П. как самостоятельного жанра в европейском искусстве про­исходит в эпоху Возрождения.

ПЛУТОВСКОЙ РОМАН - первая историческая форма европейского романа, зародился в Испании в 16 в. Повествует о похождениях ловкого пройдохи, авантюриста, обычно выходца из низов или деклассированного дворянина.

ПОЛИФОНИЯ (от греч - много + звук, голос) - вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов. ­

РЕВОЛЮЦИЯ ГУТЕНБЕРГА - изобретение Иоганном Гуттенбергом книгопечатного станка в сер. ) 5 в. в г. Майнус.

РЕНЕССАНС - то же, что Возрождение.

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. - преобразование) - широкое общественное движение в Зап. и Центр. Европе 16 в.; носило в основном антифеодаль­ный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Нача­лось в Германии с выступления М. Лютера. Главный идеологический те­зис сторонников Р. - требование «дешевой церкви» и отрицание духовен­ства в качестве посредника Бога на Земле. Основные направления Р.: бюргерско-буржуазное (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, сое­динявшее требование. упразднения католической церкви с. борьбой за унич­тожение феодальной эксплуатации (Т. Мюнцер), королевско-княжеское, отражавшее интересы монархов и светских феодалов, стремившихся за­хватить земельные богатства церкви. Р. положила начало протестантизму.

РОМАНИЗМ (от лат. - римский) - направление в. нидерландском искусстве 16 в., эклектически соединявшее некоторые темы (античная мифология, обнаженная натура) и отдельные достижения (научная перспекти­ва, анатомия) итальянского искусства Возрождения со старой нидерланд­ской живописной традицией.

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - общепринятое понятие, применяемое по аналогии с итальянским Возрождением, к культуре и искусству 15-16 вв. в странах Зап. Европы, лежащих к северу от Альп.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат: - мирской, светский) - 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в свет­скую. С. активно проводилась во время Реформации; 2) в Зап. Европе переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви; 3) освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

СЕРЕНАДА - песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гита­ры выражающая чувства к возлюбленной. Наибольшее распространение получила в эпоху Возрождения в быту у южных народов.

СОНЕТ - стихотворение из 14 строк; возник в 13 в. в Италии; осо­бенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма.

ТИТАНИЗМ - качество возрожденческой личности, отличающейся ис­ключительностью ума, силой духа и многообразием таланта.

УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (от лат. - общий, всеобщий) ­всесторонность развития природных способностей человека, раскрывшаяся в наибольшей степени в эпоху Возрождения.

УТОПИЯ (от греч. нет + место, т. е. место, которого нет) - изо­бражении идеального общественного строя, лишенное научного обоснова­ния, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мо­ра (16 в.).

ЭМПИРИЧЕСКАЯ НАУКА (от греч. - опыт) - наука, основанная на опыте (астрономия, география, археология, анатомия). Э. н. получи­ла активное развитие в эпоху Возрождения.