Copyright © Андреева е. Г.
Во всех симфониях без исключения сохраняется 4-х частный цикл с определённой последовательностью частей:
I часть - Allegro II часть - Andante III часть - Менуэт IV часть - Финал
| Первая часть - всегда сонатная форма, (т.е. сонатное Allegro) Вторая - вариационный цикл или сложная 3-х ч. форма Менуэт - всегда сл. 3-х ч. форма da capo с контрастным Трио Финал - обычно Рондо или Рондо-соната, реже сонатная форма. |
Общие признаки этих 12-и симфоний настолько очевидны, что поначалу даже заслоняют своеобразие каждой из симфоний. Так, например, из двенадцати симфоний
одиннадцать написаны в мажорных тональностях и только одна - № 95 имеет минорную тональность - c-moll.
одиннадцать начинаются медленным вступлением перед Allegro. Вступления нет только в 95-й симфонии c-moll.
Таким образом, чаще всего Лондонские симфонии начинаются кратким медленным Вступлением торжественного или созерцательного характера, обычно в темпе Adagio или Largo. Вступление резко контрастирует с последующим Allegro. Такого рода Вступления преемственно связаны с первым разделом Grave - оперной французской увертюрой Люлли. Подобным образом также, начинались некоторые Concerto grossi и сюиты эпохи Барокко.
Обычно медленные Вступления в Лондонских симфониях Гайдна не связаны тематически с последующим Allegro. Чтобы усилить контраст между Вступлением и сонатным Allegro, Гайдн иногда использует во Вступлении палаллельный moll. Примером подобного рода является начало симфонии № 104.
Но встречаются исключения - например, мажорное Вступление в симфонии №103 Es-dur. Впоследствии эта тема Вступления в несколько ином облике предстанет в СП.
А в коде I части она появится в своем основном виде, перебрасывая, тем самым, арку к началу I части. Но такие примеры встречаются очень редко.
Яркий контраст между медленным Вступлением и последующим Allegro компенсирует отсутствие контраста между ГП и ПП партиями. Это становится одной из характерных особенностей Лондонских симфоний. Темы главных и побочных партий носят народный песенно-танцевальный характер. Между ГП и ПП Гайдн использует только тональный контраст: в мажоре ГП – изложена в основной тональности, а ПП – в доминантовой, (в миноре тональности ГП и ПП являются параллельными)
Обращает на себя внимание тот факт, что во всех Лондонских симфониях - ГП в Экспозиции исполняет струнная группа в динамике p. По форме ГП представляют собой период повторного строения.
ГП и ПП в I частях могут быть построены на одном тематическом материале, как, например, в симфонии № 104.
Но, даже в тех случаях, когда ГП и ПП партии различны по тематическому материалу, то по кругу образов и характеру музыки они во многом похожи друг на друга, например, в I части симфонии № 103.
Особую роль играет в Экспозиции СП. Основная её функция - соединить между собой тональности ГП и ПП. И хотя это самые близкие, родственные тональности, однако, СП у Гайдна всегда очень велика по объему. Она появляется неожиданно и вносит в Экспозицию яркий контраст. Это происходит в тот момент, когда группа струнных завершает на piano тему ГП. В тот момент, когда тема ГП заканчивается тоникой основной тональности, внезапно весь оркестр весело врывается на forte или ff и начинается СП.
- Симфоническое творчество Гайдна
- Жанр симфонии в творчестве гайдна
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.
- Особенности симфонизма гайдна
- (На примере Лондонских симфоний)
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.
- Copyright © Андреева е. Г.