logo
КОНСПЕКТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУСКОЙ МУЗЫКЕ

41. Иоганн Себастьян Бах

Родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, в Тюрингии..

К профессии музыканта, Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым учителем мальчика был его же отец — скрипач, городской музыкант в Эйзенахе. В школе Иоганн Себастьян пел в хоре. Девяти лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и был взят на воспитание к старшему брату Иоганну Христофу, органисту в г. Ордруфе.

В 1700 году Иоганн Себастьян переселился в город Люнебург. Прекрасный голос, владе­ние игрой на скрипке, органе, клавесине помогли ему поступить в хор «избранных певчих», где он получал небольшое жалованье. Здесь же, в Люнебурге, в 1702 году Бах закончил гимназию, он неоднократно из Люнебурга от­правлялся в Гамбург, чтобы, слушая, учиться у знаменитого орга­ниста Рейнкена. В те годы гамбургская опера, руководимая Кейзером, находилась в расцвете. В самом Люнебурге ученик Рейнкена Георг Бем (1661 —1733).

В апреле 1703 года Бах в качестве скрипача поступает на службу в небольшую княжескую капеллу в Веймаре, в 1704 году переехал в Арнштадт. Осенью 1705 года, Бах пеш­ком отправился в Любек, слушал концерты органиста Дитриха Букстехуде, и вместо по­ложенного двадцативосьмидневного отпуска пробыл в Любеке около четырех месяцев.

В 1707 году, после трехлетнего пребывания в Арнштадте, он переехал в Мюльгаузен на такую же должность церковного музыканта. Время начинающейся славы виртуоза-артиста, появления первых сочинений.

Композиторскую деятельность в Арнштадте Бах начал пас­хальной кантатой «Ты не оставишь души моей в аду» Кантата, написан­ная для хора, солистов и оркестра, была исполнена весной 1704 года, и многое в ней привело в изумление арнштадтских бюр­геров: необычный для культового письма драматизм, эмоциональ­ность, смелые поиски реалистической изобразительности в оркестре. В Арнштадте появилось одно из самых ранних дошедших до нас клавирных произведений — широко ныне известное «Каприч­чио на отъезд моего возлюбленного брата»- род клавирной сюиты, составленной из закон­ченных миниатюр. В Мюльгаузене Бах написал кантату «Gott ist mein Konig» (№ 71) ; по­лучившую название «Выборной кантаты».

В 1708 году Бах снова в Веймаре на светской службе гофорганиста и придворного музыканта герцога веймарского, В Веймаре Бах пробыл около десяти лет, много сочинял для органа, писал разного рода пьесы для скрипки и клавесина,

Еще юношей Бах зарекомендовал себя пер­воклассным виртуозом-органистом и клавиристом. В 1717 году Иоганн Себастьян был вызван в Дрезден — столицу Саксонии и постоянную резиденцию курфюрста, где ему было предложено принять участие в концер­те совместно с известным французским клавиристом Луи Маршаном

Бах чрезвычайно высоко ценил Генделя, внимательно следил за его творчеством, собственноручно списывал генделевские произведения. Он де­лал неоднократные попытки познакомиться и сблизиться со своим великим со­временником и соотечественником;

В конце 1717 года Иоганн Себастьян Бах фундаментальных с женой и детьми переехал в Кетен4. Кетенский период — относительно спокойный в жизни композитора. Обязанности «ди­ректора камерной музыки» при маленьком захудалом дворе прин­ца Кетенского не отнимали много энергии. Бах должен был ру­ководить небольшим придворным оркестром, аккомпанировать пению принца, развлекать его игрой на клавесине. В остальное время он располагал собой относительно свободно и мог сосредо­точиться на творческой работе. В 1722 году Бах завершил работу над первым томом прелю­дий и фуг «Хорошо темперированного клавира», в 1720 году появилось другое, не менее выдающее­ся сочинение для того же инструмента —«Хроматическая фанта­зия и фуга» ре минор. В Кетене были написаны клавирные сюиты — «английские» и «французские».

Смерть жены Марии Барбары, скончавшейся летом 1720 года в отсутст­вие Баха; желание дать своим сыновьям хорошее образование в большом университетском городе. 1720 году Бах делает попытку устроиться в Гамбурге, где освободилась вакансия органиста при церкви св. Якова.

Незадолго до того Бах был в Гамбурге и играл на органе в присутствии многих знатоков органного искусства. Монументаль­ная фантазия, которую он импровизировал на тему духовной пес­ни «На реках Вавилонских», потрясла слушателей. Престарелый Рейнкен, крупнейший из оставшихся в живых органист добаховского времени, взволнованный неслыханной мощью этой музыки, обратился к великому артисту со словами: «Я думал, что это ис­кусство погибло окончательно, а между тем вижу, что ваше твор­чество воскресило его к новой жизни». В конце 1721 года композитор женился на дочери трубача из Вейсенфельса Анне Магдалине Вюлкен. Музыкально одаренная, обладавшая хорошим, сильным голосом, наделенная мягким и благородным характером, Анна Магдалина сделалась верным другом и помощником великого музыканта.

В мае 1723 года И. С. Бах, был утвержден кантором школы св. Фомы и переехал со своей семьей в Лейпциг. Бах—кантор св. Фомы Бах обязан был обслуживать сила­ми школы главные церкви города, нести от­ветственность за состояние и качество церковной музыки. В 1729 году Бах, став во главе общества Collegium musicum.с увлечением отдал­ся работе В 1723 году, был создан великолепный «Magnificat»— величальная оратория для пятиголосного хора, солистов и орке­стра. заканчивает начатые в Кетене «Страсти по Иоанну», «Траурная ода» (1727 год), «Страсти по Матфею» (1729 год). Пять годовых цик­лов духовных кантат (без малого 300 произведений) также напи­саны в Лейпциге. Весь этот колоссальный труд достойно венчает месса си минор, завершенная в 1738 году, «Итальянский концерт». В начале 40-х годов создает второй том «Хорошо темперированного клавира», попутно пишет «Гольдберговские вариации». Перечисленные произведения этого времени — самые известные — занимают центральное положение в творчестве композитора.

В последнее десятилетие жизни заметно падает интерес Баха к общественно-музыкальной деятельности. В 1740 году он отка­зался от руководства Collegium musicum; не принял участия в основанной в следующем, 1741 году новой концертной музыкаль­ной организации. Понемногу рвались слабые нити, которые ра­нее связывали его с некоторыми музыкальными деятелями, пред­ставителями науки и искусства. Единственным оплотом, спасав­шим от полного одиночества, была собственная семья: верный и испытанный друг — жена Анна Магдалина, сыновья и несколь­ко любимых учеников.

Сыновья Иоганна Себастьяна еще при жизни отца сделались известными музыкантами и сумели занять почетное положение. Вильгельм Фридеман был органистом в Дрездене; Филипп Эма­нуэль занимал должность придворного музыканта Фридриха II в Берлине, в затем директора церковной музыки в Гамбурге; Иоганн Христофор Фридрих жил в Люксбурге на службе у графа Липпе в качестве камерного музыканта; Иоганн Христиан — орга­нист собора в Милане, потом капельмейстер придворной капеллы в Лондоне.

«Музыкальное приношение», так же как «Искусство фуги», напи­санное в последние годы жизни, обладая исключительной академи­ческой ценностью, существует преимущественно в качестве объекта для специального изучения и стилистических исследо­ваний.

Смерть Баха, последовавшая 28 июля 1750 года, не вызвала сколько-нибудь заметного общественного отклика. Тело его было погребено на кладбище при церкви св. Иоанна; спустя некоторое время кладбище исчезло под мостовой разрастающегося города, а вместе с ним исчезла ничем не отмеченная могила величайшего немецкого музыканта

Творчество Иоганна Себастьяна Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было предано забвению после его смерти. Только с вершин, на которые подняли музыкальную культуру крупнейшие художники конца XVIII века, сделалось обозримым грандиозное наследие Иоганна Себастьяна Баха.

Моцарт и Бетховен первые сумели распознать его истинное зна­чение. Когда Моцарт, уже автор «Свадьбы Фигаро» и «Дон-Жуа­на», познакомился с ранее неизвестными ему баховскими сочине­ниями, он воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» Бетховен вос­торженно произносит: «Er ist kein Bach, er ist ein Ozean» («Он не ручей — он океан»). По мнению Серова, в этих образных словах лучше всего выражены «необъятная глубина мысли и неисчерпае­мое разнообразие форм в баховском гении»5.

С XIX века начинается медленное возрождение творчества Ба­ха. В 1802 году появилась первая биография композитора, напи­санная немецким историком Форкелем; Благодаря деятельной пропаганде Мендельсона, Шумана, Листа, музыка Баха стала постепенно проникать в более широ­кую среду. В 1850 году образовалось Баховское общество, поста­вившее своей целью отыскать и собрать весь рукописный матери­ал, принадлежавший великому музыканту, и издать его в виде полного собрания сочинений.

ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ(1685-1759)

Ровесник и соотечественник Баха, воспитан как и Бах на полифонии, органной и клавирной музыке, тоже крупнейший мастер вокальной музыки. Однако их различия существенны. Бах всю жизнь прожил в Германии, Гендель – ещё в Италии и Англии, где добился славы и признания национальным гением англичан. У Баха творчество направлено вглубь душевного мира, а у Генделя – вовне. Бах опер не писал, а Гендель даже в ораториях мыслил сценично, по-оперному. Бах в полифонии более линеарен, А Гендель ближе к аккордовому мышлению. Бах в мелодике более изобретателен, индивидуализирован, а Гендель – типичен, зато более прост и понятен современникам.

Гендель с 1707 по 1740-й год писал итальянские оперы, сочинял псалмы - антемы (не хуже англичан), клавирные, органные, оркестровые сочинения, оратории (сделавшиеся частью английской культуры), но школы не оставил.

Сочинения: 40 опер, 32 оратории, Jubilate («Возрадуйтесь»), 5 Te Deum («Тебе

бога хвалим»), Антемы (псалмы) -3 тома, «Коронационные антемы», Итальянские кантаты – 4 тома, сочинения для клавесина – 2 тома, органные концерты – 2 тома, камерная музыка (в т.ч. 37 сонат и трио для скрипки, гобоя и баса), 12 Concerti grossi, Концерты для оркестра, сочинения для большого оркестра (в т.ч. «Музыка на воде», «Музыка фейерверков», двойные концерты и др.).

Родился в Галле 23.02.1685 в семье придворного цирюльника, музыкальные способности проявил рано. Играл перед герцогом, и тот посоветовал дать Георгу музыкальное образование. С 1694 – занятия с городским органистом Фридрихом Вильгельмом Цахау. Изучил игру на органе, клавесине, скрипке и гобое, генерал-бас (гармонию), узнал много немецких и итальянских сочинений. В 1696 г. успешно выступал в Берлине, и Курфюрст6 Бранденбургский предложил ему завершить образование в Италии. После гимназии (по воле отца) он поступил (в 1702 г.) в университет на юридический факультет, но через год уехал в Гамбург, служил в оперном оркестре скрипачом и клавесинистом, познакомился с Рейнгардом Кейзером (директором театра и плодовитым оперным композитором) и Иоганном Маттезоном (композитором, певцом, широко образованным музыкантом). В 1705 г. в Гамбурге была поставлена его первая опера «Альмира, королева Кастилии». В 1706 – отъезд в Италию (до 1710 г.) – Флоренция, Венеция, Рим, Неаполь. В 1707 г. опера «Родриго», в 1709 – «Агриппина»: успешно овладел стилем оперы сериа. Встречался с А. и Д. Скарлатти, выступал как виртуоз-клавесинист перед знатью. Приглашён (в 1710 г.) в Ганновер и Лондон, представлен королеве Англии Анне. Сочинил и поставил в Лондоне в королевском театре оперу «Ринальдо» с шумным успехом. Жил у лондонской знати, концертировал, сумел стать официальным композитором королевского двора, сочинил торжественное хоровое произведение Te Deum. После смерти королевы Анны в 1714 г. ганноверский покровитель Генделя герцог Георг стал английским королём Георгом I. В 1718-20 гг. Гендель был на службе у графа Карнарвона, руководил оркестром, писал антемы-псалмы для солистов, хора и оркестра, пассионы на текст Б. Брокеса, маска7 «Эсфирь», пастораль8 «Ацис и Галатея». С 1720-го г. становится директором созданного им в Лондоне оперного театра – Королевской академии музыки. Набрал в Германии лучших певцов. До 1728 года писал по 1-2 оперы итальянского типа в год. Выдерживает конкуренцию с итальянцами (Джованни Батиста Бонончини, Никколо Порпора), ссоры примадонн, нападки критиков. В 1727 написал 4 «Коронационных антема», принял английское подданство. В 1728 г. серьёзный удар по театру Генделя: сатирическая комедия с музыкой «Опера нищих» (Джон Гэй и Джон Пепуш), высмеявшая антинациональное увлечение аристократов итальянской оперой, пародировала высшее общество (герои оперы – шайка воров). Королевскую академию музыки пришлось закрыть. Гендель съездил в Италию, набрал новых певцов, организовал новый оперный театр, сочинил новые оперы, боролся против конкурентов и врагов. Но в 1737 г. вновь разорился, получил инсульт, едва не умер, лечился в Германии в Аахене на водах. Вернулся в 1738 г., давал концерты, поставил последние 4 оперы. Безнадёжно устаревшую оперу сериа он не реформировал, а отказался от неё в пользу библейских ораторий: «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон» и др. До 1746 г. испытывал трудности с постановкой своих сочинений из-за бойкота знати. Был на грани разорения и болезни. В 1745 г. Лондон захватил король Карл Стюарт, вскоре изгнанный. Гендель создал «Гимн добровольцев», «Ораторию на случай», на волне национального подъёма он стал национальным героем. С 1746 по 1751 г. – последний творческий подъём – 7 ораторий, в т.ч. «Теодора», «Иевфай». В 1749 г. прозвучала «Музыка фейерверков» по случаю заключения Ахенского мира. В 1750 г. последний раз съездил в Галле. В 1751 г. Гендель стал слепнуть. После операции (как и Бах) он совсем ослеп, но продолжал выступать как органист. Умер 14 апреля 1759 г. В отличие от Баха, его слава в XVIII и XIX веке росла. Его оратории и др. сочинения с большим успехом исполнялись и в Германии, и в Англии, а в ХХ веке – во всём мире.

Вклад Генделя в культуру Германии и Англии велик. Его мелодии энергичны, величавы, гармония проста и выразительна, изложение скупое, «экономичное», развитое полифоническое многоголосие. Он был великим органистом, охотно импровизировал в антрактах своих ораторий. Из импровизаций возник жанр органных концертов (их 12). Это 3-4-хчастные композиции с контрастом темпов и включением танцев (пассакалия, бурре, менуэт, гавот и др.). Вершина инструментального творчества – 12 Кончерти гросси, не уступают по достоинствам Бранденбургским концертам Баха. Оригинальны «пленэрные»9 жанры: «Музыка на воде» (оркестровая сюита для исполнения на р. Темзе для королевского кортежа – 1717 г.) и «Музыка фейерверка» (сюита для празднеств по случаю заключения Аахенского мира в 1749 г.). В операх его преобладают исторические, героические сюжеты, сильные характеры, высокие идеи. При этом – потакание придворным вкусам: пышность, тяжеловесность, верноподданничество, много условного. Арии ярки, контрастны, есть сцены непрерывного (сквозного) развития, вокальные ансамбли и, особенно хоры, редки. В ораториях Гендель подлинный реформатор. Сюжеты из Ветхого завета перекликались с современностью, выражали высокий патриотизм, небывалую мощь и энергию. Условности гораздо меньше, персонажи – реалистичнее, чем в операх. Например, «Самсон» 10- героическая драма. Оратория «Мессия»11 - огромный героический дифирамб. Однако есть и иные: оратория-пастораль «Ацис и Галатея», оратория-сказка «Семела», любовная драма «Геракл», лирическая (на текст Джона Мильтона) – «L`Allegro, il Pensieroso ed il Moderato» (в переводе: весёлый, задумчивый и умеренный), раскрывающая разные человеческие характеры