ВВЕДЕНИЕ
Мировая музыкальная Шевченкиана изобилует примерами претворения бессмертного стихотворения «Заповит» в самых разнообразных формах и жанрах. Существует более 60 его музыкальных интерпретаций. Одним из самых удачных и оригинальных прочтений этого произведения по праву можно считать симфоническую поэму «Заповит» Рейнгольда Морицевича Глиэра, написанную к 125-летнему юбилею Тараса Григорьевича Шевченка и посвященную «Памяти великого народного поэта».
Поэма в своё время была очень исполняемым, репертуарным произведением. Она получила высокую оценку в прессе и пользовалась большой популярностью у публики. О ней писали даже за рубежом. Однако, несмотря на такую широкую известность, не удалось найти ни записи исполнения, ни подробного анализа этого произведения. Более того, в некоторых трудах о композиторе допущены фактологические ошибки, которые обнаружились благодаря работе с письмами композитора.
Тема требует дополнительного исследования для их выявления и опровержения, а также подробного анализа поэмы. В этом заключается актуальность данной курсовой работы.
Цель курсовой работы - сделать подробный анализ симфонической поэмы «Заповит» Р.М. Глиэра и выявить особенности прочтения композитором одноимённого стихотворения Т.Г. Шевченко.
Задачи исследования:
- изучить и систематизировать музыковедческую литературу о Р.М. Глиэре;
- исследовать опубликованный эпистолярий композитора;
- найти в периодических изданиях и изучить статьи, рецензии и заметки о симфонической поэме «Заповит» и её исполнениях;
- изучить историю прочтения стихотворения Т.Г. Шевченко другими композиторами и систематизировать материал о музыкальных интерпретациях стихотворения «Заповит» до создания Р.М. Глиэром одноимённой поэмы;
- выявить особенности музыкальной интерпретации стихотворения «Заповит» Р.М. Глиэра;
- на основе анализа симфонической поэмы «Заповит» Р.М. Глиэра выявить стилистические особенности произведения;
- определить место симфонической поэмы «Заповит» в творчестве Р.М. Глиэра.
Объектом курсовой работы является симфоническая поэма «Заповит» Р.М. Глиэра.
Предмет исследования - особенности прочтения стихотворения «Заповит» Р.М. Глиэром.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх разделов и заключения. В свою очередь, каждый раздел делится на несколько подразделов.
Во введении раскрывается актуальность данного исследования, определяются объект, предмет, цели и задачи курсовой работы.
В первом разделе рассматривается литература о Р.М. Глиэре и симфонической поэме «Заповит». Он состоит из трёх подразделов, которые отвечают виду рассматриваемой литературы: книги о Р.М. Глиэре, эпистолярий композитора и обзор информации в периодических изданиях.
Второй раздел посвящен «Заповиту» Т.Г. Шевченка. Он делится на два подраздела. В первом раскрывается история создания стихотворения, а во втором - его музыкальные интерпретации.
В третьем разделе, который состоит из трёх подразделов, описаны причины создания симфонической поэмы, прослежен процесс работы автора над произведением и анализ поэмы.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются выводы по данной теме.
В списке использованной литературы 31 позиция. В приложении помещены нотные примеры.
- ВВЕДЕНИЕ
- Раздел 1. Творчество Рейнгольда Глиэра в музыковедческих исследованиях
- 2) эпистолярное наследие;
- 3) периодические издания.
- 1.3 Периодические издания
- Раздел 2. «Заповит» Тараса Шевченко
- 2.1 К истории создания стихотворения «Заповит» Тараса Шевченка
- 2.2 Музыкальные интерпретации «Заповита» Тараса Шевченка
- Раздел 3. Симфоническая поэма «Заповит» Рейнгольда Глиэра
- 3.1 История создания
- 3.2 Анализ редакций
- 3.2.1 Редакция первая
- 3.2.2 Редакция вторая
- 3.2.3 Редакция третья
- 3.3 Стилистические особенности
- Выводы