logo
"Заповит" Рейнгольда Глиэра: стилистические особенности

3.2.1 Редакция первая

Впервые поэма «Заповит» была исполнена 9 марта 1939 г. на торжественном концерте, посвященном 125_летнему юбилею со дня рождения Т.Г. Шевченка в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Исполнял оркестр Московской государственной филармонии. Дирижировал Р.М. Глиэр. Поэма получила восторженные отзывы в прессе, и «была горячо принята аудиторией» Концерт памяти Т.Г. Шевченко // Советская музыка. - 1939. - Вып. 3. - С. 73.. Критики отметили, что это произведение, «проникнутое искренней мелодичностью, ясное по форме, блестяще инструментованное - можно признать удачей маститого композитора», а «поэма, исполненная оркестром филармонии под управлением автора, звучала превосходно» Там же..

Первый вариант поэмы, в отличие от двух других, содержит большее количество национальных тем: вышеуказанная гладковская тема песни «Заповит», украинская народная песня «Ой, та йшов козак з Дону», русская трудовая песня «Эй, ухнем», тема узбекского танца «Сафаиль» и азербайджанская мелодия «Араспари». Они были необходимы композитору для того, чтобы воплотить в музыке поэмы идею братства народов. Эту идею, по замечанию М.Д. Копицы, для Р.М. Глиэра в целом олицетворяло творчество Т.Г. Шевченка Лист Р.М. Глиера Б.М. Лятошинському №322 від 29 жовтня 1939 р. Київ. Примітка до листа // Лятошинський Б. Епістолярна спадщина : у 2 т. - Т. 1: Борис Лятошинський - Рейнгольд Глієр. Листи (1914-1956) / розшифр., упор. вступ. ст., комент. та прим. М. Копиці; ред. О. Голинська; гол. консульт. і хранитель архіву Б. Лятошинського І. Царевич. - К., 2002. - С. 608.. В интервью газете «Советское искусство» Рейнгольд Морицевич сказал: «Особенно трудной казалась попытка изобразить в музыке великую большую новую семью народов, о которой мечтал украинский поэт» Гулинская З. Рейнгольд Морицевич Глиэр / З. Гулинская. - М.: Музыка, 1986. - С. 151.. Таким образом, изначально, программой для Р. Глиэра служило не только само стихотворение Т.Г. Шевченка, но и идея братства народов, заложенная в творчестве великого народного поэта и более чем актуальная для того времени. По мнению З.К. Гулинской, в этот период (а конкретнее, начиная с «Торжественной увертюры») Р.М. Глиэр встаёт на путь творческого синтеза, подразумевающего сплетение вокально-интонационного тезауруса разных национальностей в одном произведении.