logo
"Заповит" Рейнгольда Глиэра: стилистические особенности

Выводы

«Лучшим произведением, написанным на текст «Заповита», нужно считать одноимённую симфоническую поэму Р. Глиэра» Гордейчук Н. Творчество Тараса Шевченко в русской музыке / Н. Гордейчук // Из истории русско_украинских музыкальных связей. Сборник статей. - М.: Музгиз, 1956. - С. 203_212. - С. 211. - такую высокую оценку произведению Рейнгольда Морицевича дал Н. Гордейчук. Проделанные исследования доказывают оправданность этого утверждения. Композитор, следуя программе стихотворения Т.Г. Шевченка, выразил в поэме и свои юношеские впечатления о необыкновенной, самобытной культуре и красоте Украины.

На основе выполненного анализа партитуры можно говорить о том, что симфоническая поэма «Заповит» отвечает таким особенностям стиля композитора:

- тяготение к крупным симфоническим жанрам и большим составам оркестра с включением колористических инструментов и divisi струнных;

- разнообразие средств оркестрового письма;

- свободное оперирование музыкальными формами;

- уважение к литературному источнику;

- использование народно-песенного материала;

- тщательность процесса работы над произведением;

- яркая оркестровка;

- простота и выразительность мелодического и ладогармонического языка;

- многотемность произведений;

В процессе изучения и сравнительного анализа музыковедческой и эпистолярной литературы о композиторе обнаружились некоторые противоречия между информацией, предложенной в монографиях и в эпистолярии. На основе писем композитора были систематизированы и изложены в разделе 3 «Симфоническая поэма «Заповит» Рейнгольда Глиэра» сведения о его работе над партитурой поэмы.

В периодических изданиях были найдены материалы о симфонической поэме «Заповит» и её исполнениях. Кроме того, были исследованы заметки и статьи в зарубежных источниках. Это позволяет говорить об известности произведения далеко за пределами постсоветского пространства.

В курсовой работе представлена история написания Т.Г. Шевченком стихотворения «Заповит», а также систематизирована информация о её музыкальных интерпретациях до создания Р. Глиэром одноимённой симфонической поэмы.

«Заповит» Р.М. Глиэра продолжает длинную вереницу произведений, обращенных к этому литературному памятнику. Однако, поэма, отмеченная печатью дарования композитора, безусловно, выделяется из этого «списка». Прежде всего, об этом говорит выбор жанра симфонической поэмы, так как большинство музыкальных версий «Заповита» - произведения камерно_вокальные и хоровые. Интересно и решение программы стихотворения. Р. Глиэр, как и Т.Г. Шевченко, в качестве основной мысли произведения выдвигает идею борьбы народа за свою независимость. Однако если в стихотворении был дан только призыв к действию, то композитор в поэме решает этот конфликт, с позиции «свободного советского человека» отвечая поэту на его «завещание». Эта музыкальная интерпретация «Заповита» Т.Г. Шевченка отличается своей современностью, а концепция - оптимистичностью.

Таким образом, Рейнгольд Морицевич не просто «внимательно прочитал» стихотворение и процитировал несколько тем (такое впечатление создает анализ этой поэмы в большинстве источников), а, продолжив идею, заложенную поэтом, написал свой «гимн» Украине, в котором выразил свои самые теплые чувства к родине и к творчеству великого кобзаря.

Список используемых источников и литературы

1. Асафьев Б.В. О музыке ХХ века / Б.В. Асафьев ; сост., автор примеч. и имен. указ. Т.П. Дмитриева-Мей; ред. и автор предисл. А.Н. Дмитриев. - Л.: Музыка, 1982. - 200 с.

2. Билинская М. Шевченко и музыка / М. Билинская. - К.: Муз. Україна, 1984. - 128 с.

3. Бугославский С. Рейнгольд Морицевич Глиэр / С. Бугославский. - М. : Музгиз, 1930. - 64 с.

4. Бэлза И. Рейнгольд Морицевич Глиэр / И. Бэлза. - М. : Сов. композитор, 1962. - 63 с. - (В помощь слушателям народных университетов культуры. Беседы о музыке).

5. В честь XVIII съезда партии большевиков // Советская музыка. - 1939. - Вып. 3. - С. 44.

6. Гордейчук Н. Творчество Тараса Шевченко в русской музыке / Н. Гордейчук//Из истории русско_украинских музыкальных связей. Сборник статей. - М. : Музгиз, 1956. - С. 203 _212.

7. Гулинская З. Рейнгольд Морицевич Глиэр / З. Гулинская. - М.: Музыка, 1986. - 316 с.

8. К юбилею Т.Г. Шевченко / Советская музыка. - Вып. 2. - М.: «Искусство», 1939. - С. 62 63.

9. Какая солнечная сфера!..». Р.М. Глиэр. Информационный справочник / авт._сост. А. Зуева, ред. С. Глиэр - Москва_Калининград, 2013. - 128 с. - (в рамках совместного проекта Мемориального кабинета Р.М. Глиэра, Москва и МАОУ ДОД городского округа «Город Калининград» «ДМШ им. Р.М. Глиэра»).

10. Козицкий П. Тарас Шевченко и музична культура / П. Козицький // «Шевченко и музика»: сб. ст. - К.: Мистецтво, 1966. - С. 5 18

11. Концерт памяти Т.Г. Шевченко // Советская музыка. - 1939. - Вып. 3. - С. 73.

12. Леонова М. Симфоническое творчество Р.М. Глиэра // Рейнгольд Морицевич Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы: в 2 т. - Т. 2. - Л., 1966. - С. 7_72.

13. Леонова М. Симфонические произведения Глиэра: справочник-путеводитель. - М. : Сов.композитор, 1962. - 62 с.

14. Лист Р.М. Глиера Б.М. Лятошинському №322 вид 29 жовтня 1939 р. Київ. Примитка до листа // Лятошинський Б. Епистолярна спадщина: у 2 т. - Т. 1: Борис Лятошинський - Рейнгольд Глиєр. Листи (1914-1956) / розшифр., упор. вступ. ст., комент. та прим. М. Копици; ред. О. Голинська; гол. консульт. и хранитель архиву Б. Лятошинського И. Царевич. - К., 2002. - С. 608.

15. Лист Р.М. Глиера Б.М. Лятошинському №323 вид 31 жовтня 1939 року. Москва // Лятошинський Б. Епистолярна спадщина: у 2 т. - Т. 1: Борис Лятошинський - Рейнгольд Глиєр. Листи (1914-1956) / розшифр., упор. вступ. ст., комент. та прим. М. Копици; ред. О. Голинська; гол. консульт. и хранитель архиву Б. Лятошинського И. Царевич. - К., 2002. - С. 328-329.

16. Лист Р. М. Глиера Б. М. Лятошинському №348 вид 24 березня 1945 року, Москва // Лятошинський Б. Епистолярна спадщина: у 2 т. - Т. 1: Борис Лятошинський - Рейнгольд Глиєр. Листи (1914-1956) / розшифр., упор. вступ. ст., комент. та прим. М. Копици; ред. О. Голинська; гол. консульт. и хранитель архиву Б. Лятошинського И. Царевич. - К., 2002. - С. 321-323.

17. Лысенко О. До историї створення музики «Заповиту» / О. Лисенко // «Шевченко и музика»: сб. ст. - К.: Мистецтво, 1966. - С. 18 26.

18. Мамедова Ш. Слово о моем друге и учителе // Рейнгольд Морицевич Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы: в 2 т. - Т. 2. - Л., 1966. - С. 246_256.

19. Михайлов М. Безсмертни идеї Т. Шевченка в творчости К.Ф. Данькевича / М. Михайлов // «Шевченко и музика»: сб. ст. - К.: Мистецтво, 1966. - С. 78 86.

20. Павлишин С. «Заповит» С. Людкевича / С. Павлишин // «Шевченко и музика»: сб. ст. - К.: «Мистецтво», 1966. - С. 121 129.

21. Петрова Н.Е. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875-1956). Краткий очерк жизни и творчества: книжка для юношества / Н.Е. Петрова. - Л.: Музгиз, 1962. - 118 с.

22. Р. М. Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы : в 2 т. - Т. 1-2. - М. : Музыка 1965, 1967.

23. Рейнгольд Морицевич Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред. - В.М. Богданов Березовский. - М.; Л.: Музыка, 1965. - 390 с.

24. Рейнгольд Морицевич Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред. - Л.В. Соллертинская - Л.: Музыка, 1967. - 349 с.

25. Сеженский К.Р. М. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества / К. Сеженский. - 2_е изд. - М.: Музгиз, 1940. - 52 с.

26. Shevchenkos fame in music / The Ukrainian Weekly. №13. Vol. LIII. - 1985. - March 31. - P. 9_15.

27. Smindak H. Dateline New York: Echoes of Ukrainian melodies / Helen Smindak // The Ukrainian Weekly. №19. Vol. LXVI. - 1998. - May 10.

28. Wright D. The life and Times of Reinhold Gliere [Электронный ресурс] / Dr. David C.F. Wright.

29. «Як умру, то поховайте...» [Электронный ресурс]

30. Заповит Т. Шевченка - патриотичний гимн [Электронный ресурс]

31. Шевченко Т.Г. у музици [Электронный ресурс]