logo search
Аннотация на каватину Норины из оперы Г. Доницетти "Дон Паскуале"

1.1Общие сведения о произведении

Для того чтобы убедить современного слушателя в незаурядности дарования Доницетти, достаточно привести один факт: он написал более 70 опер.О том, какую роль сыграло творчество этого композитора в культуре XIX века, о том, как много оно значит для современной культуры, говорят неожиданные «встречи»: музыка Доницетти «оживает» на страницах романов Ивана Тургенева и Густава Флобера. Имя Доницетти возникает на страницах книги актёра и режиссера театра «Таганки» Вениамина Смехова «Театр моей памяти». осуществившего в начале 1990-х годов постановку «Дона Паскуале» в Германии.Бельканто (итал. belcanto -- прекрасное пение) - стиль пения, сложившийся в Италии к середине XVII в. и господствовавший до 1-й пол. XIX в.(эпоха бельканто). В современном понимании -- эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение. Бельканто требует от певца кантилены, безукоризненной колоратуры, владения филировкой, динамическими и тембровыми нюансами, «инструментальной» ровности звучания. . Появление бельканто связано с развитием гомофонного стиля и формированием итальянской оперы. Раннее бельканто, или canto spianato (ровное пение), отличалось чувствительностью, патетичностью исполнения, для него характерны выразительная кантилена, небольшие колоратурные украшения, усиливающие драматический эффект (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести). Классическое бельканто, или canto fiorito (расцвеченное пение), развивается с конца XVIII в. Это блестящий виртуозный стиль, в котором господствует колоратура, постепенно становящаяся самоцелью певцов. Техническое совершенство голоса -- длительность дыхания, владение всеми видами колоратуры, мастерство филировки, блеск исполнения труднейших пассажей, умение импровизировать украшения -- ценится превыше всего.

Подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов, музыка многих опер конца XVIII -- начала XIX вв. теряет цельность, художественную значимость. Выдающиеся представители этого периода бельканто - А. Бернакки, А. Уберти (Порпорино), Дж. Веллути, К. Габриелли, А. Каталани, А. Нодзари. Новый период развития бельканто связан с творчеством Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, оперы которых потребовали от певцов, наряду с совершенной техникой кантилены и колоратуры бельканто, мастерства в передаче чувств персонажей. Этот период выдвинул плеяду выдающихся певиц и певцов, показавших феноменальные возможности владения голосом. Среди них Дж. Паста, сестры Гризи, Дж. Рубини, Л. Лаблаш. С появлением опер Дж. Верди связан конец классического бельканто. Исчезает засилие колоратуры, совсем не встречающейся в поздних операх Верди и в произведениях Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини, П. Масканьи. Современные вокальные школы сохраняют и продолжают традиции бельканто. К мастерам бельканто можно отнести таких певцов, как Р. Тебальди, М. Каллас, Р. Скотто, Дж. Сазерленд, М. Кабалье, И. Архипова, Л. Паваротти, П. Доминго, Н. Гяуров, 3. Соткилава, В. Атлантов, Е. Нестеренко и др.