1.3 История создания и краткое содержание оперы «Дон Паскуале»
Основой оперы «Дона Паскуале» стал сюжет оперы Стефано Павези «Синьор Маркантонио» («Ser Marcantonio»). Опера Павези была поставлена в Милане, в знаменитом театре «Ла Скала» 26 сентября 1810 года, то есть 33 годамиранее. Заимствование сюжетной канвы было довольно распространённы явлением в итальянской композиторской практике того времени.
С. Павези (1779-1850) - известный оперный композитор, автор примерно 70 опер. В конце 1820-х годов он занимал почётную должность музыкального директора Венской придворной оперы, сменив на этом посту Антонио Сальери. «Синьор Маркантонио» - одна из самых популярных опер Павези. Она написана по всем законам оперы-буффа (комической оперы). Автором либретто «Синьора Маркантонио» является Анджелло Анелли (1761-1820) - писатель, поэт, политический деятель, профессор риторики, либреттист. Анелли написал около 40 либретто - преимущественно для комических опер. Его либретто стали основой опер таких композиторов, как Д. Чимароза, Дж. Пачини, С. Майр, Л. Моска, Дж. Россини. . Либретто оперы Доницетти значительно отличается от написанного Анелли. В литературе трудно найти чёткий ответ на вопрос, кто же написал подробный сценарий для «Дона Паскуале». Одни называют автором либретто самого Доницетти, другие - Джованни Руффини, третьи - Мишеля Аккурси. Наиболее убедительное объяснение этой запутанной ситуации с авторством предлагает польский музыковед В. Санделевски (Wiarosіaw Sandelewski, Donizetti, 1982). Он пишет, что под либретто стоят инициалы «М. А.», принадлежащие, очевидно, парижскому другу Доницетти Мишелю Аккурси. Но исследования доказывают, что автором текста был итальянский писатель Джованни Руффини (1807-1881). В Италии он считался политическим преступником, поэтому с 1836 года жил за пределами Италии,в Англии, Швейцарии и Франции. Может быть, поэтому он не решился подписать либретто своим именем? Кроме того, его могли смущать многочисленные изменения, внесённые в его текст композитором. Как бы то ни было, Руффини предпочёл использовать инициалы М. Аккурси, с которым так же, как и Доницетти, был в дружеских отношениях. Так, имя друга стало своеобразным псевдонимом для Руффини. Разумеется, гонорар композитор выплатил именно ему.
Скорость, с которой Доницетти писал оперы, удивляла окружающих. Нередко она становилась поводом для карикатур: на одной из них композитор пишет двумя руками одновременно.Клавир оперы «Дон Паскуале» был закончен за 10 дней, на оркестровку потребовалось чуть больше недели. Не секрет, что для «ускорения» работы над оперой многие композиторы того времени - и сам Доницетти! - смело использовали фрагменты из своих предыдущих сочинений. Но опера «Дон Паскуале» практически полностью была построена на новом музыкальном материале. Из старых сочинений Доницетти заимствовал лишь два эпизода: в каватине Дона Паскуале из I действия звучит материал из оперы «Gianni di Parisi», а в арии Норины из III действия композитор цитирует фрагмент из «Любовного напитка».
Опера «Дон Паскуале» создавалась специально для «Итальянского Театра» в Париже с его великолепной труппой. На премьере, состоявшейся 3 января 1843 года, каждый номер сопровождался горячими аплодисментами. Тот восторг, с которым публика встретила новую оперу Доницетти, был и заслугой солистов. Заглавную партию исполнил Луиджи Лаблаш (1794-1858), названный русским композитором и критиком А. Серовым «великим певцом-актёром».
«Дон Паскуале» - одна из самых блистательных комических опер в истории музыкального театра. Но она не была такой, если бы не искрящееся чувство юмора композитора. В музыкальном мире известно, например, когда в анекдот превратилась колкая реплика Доницетти по поводу «Севильского цирюльника».Когда Доницетти узнал, что Россини написал эту оперу за 15 дней, он ответил: «Это неудивительно, всем известно, что Россини очень ленив».Уже в зрелом возрасте Доницетти «играл» с придуманными в юности псевдонимами «Доницелетти» и «Дон Ицетти».
Последняя комическая опера композитора Дона Ицетти «Дон Паскуале» была обречена на успех.
Место действия оперы: Рим. Время: XIX век.в доме дона Паскуале, в доме Норины и в саду дона Паскуале.
Действие первое. Дон Паскуале - состоятельный господин преклонного возраста - раздражён поведением своего племянника Эрнесто: тот отказывается жениться на невесте, выбранной дядей. Вместо того, чтобы заключить выгодный брак, Эрнесто увивается за Нориной - молодой вдовушкой. Дон Паскуале решил отомстить племяннику и лишить его наследства: он сам женится и доверит все свои капиталы супруге! Доктор Малатеста, друг Дона Паскуале, готов помочь ему в этой затее. В качестве невесты он предлагает свою сестрицу Софронию - юную, кроткую девушку, воспитанную в строгих монастырских правилах. Дон Паскуале хочет непременно познакомиться с ней.«Жених» не догадывается, что Малатеста дурачит его. Чтобы проучить почтенного старца, препятствующего счастью племянника, Доктор познакомит его … с Нориной. Именно она сыграет роль Софронии, застенчивой невесты. Что ожидает Паскуале после заключения брака (мнимого, но «жених» не будет знать об этом) - представить нетрудно: у вдовушки Норины очень бойкий нрав.
Действие второе. Дон Паскуале в восторге от невесты: она так строго воспитана, так скромна и, вдобавок к этому, ангельски прекрасна! Паскуале готов немедленно подписать брачный контракт. Но как только поставлены подписи на документе, застенчивость «новобрачной» исчезает: весьма решительно «супруга» заявляет о своих планах. Она не намерена скучать.
Ей необходимы балы, развлечения, наряды, а Дон Паскуале должен обеспечить ей красивую жизнь. Неужели он недоволен? «Софрония» готова устроить скандал. Поражённый этим превращением, Паскуале предпочитает скрыться.
Действие третье. Совсем не о такой жизни мечтал несчастный Дон Паскуале. По его дому носятся модистки, горничные, кредиторы. «Супруга» собирается весело провести время, оставив его одного в первый же день после «свадьбы». Последней каплей становится любовная записка, которую «случайно» обронила Софрония-Норина: неизвестный мужчина назначает ей свидание в саду. Дон Паскуале умоляет Доктора Малатесту помочь ему расторгнуть брак.
Эрнесто и Норина знают, что Дон Паскуале должен явиться в сад и уличить «супругу» в измене. Услышав его шаги, Эрнесто исчезает - таков план Доктора. Хотя Дон Паскуале застаёт «супругу» одну, он находит повод для ссоры. Неожиданно Доктор заявляет «Софронии», что её «супруг» дал согласие на брак племянника с Нориной. Это значит, что в доме скоро появится ещё одна хозяйка. «Софрония» разгневана, а её «супруг», наоборот, очень рад, что смог досадить ей. Дон Паскуале готов немедленно благословить влюблённую пару и одарить Эрнесто солидной денежной сумоДоктор, Эрнесто и Норина решают, наконец, признаться во всём Дону Паскуале. Но он счастлив, что его невыносимая «семейная» жизнь так быстро закончилась, и потому прощает «заговорщиков».
На премьере оперы «Дон Паскуале» в Париже в театре Итальянской оперы,исполнителями главных ролей,стали:
Дон Паскуале(бас)-- Лиуджи Лаблаш
Малатеста(баритон)-- Антонио Тамбурини
Эрнесто(тенор)-- Марио (Джованни Маттео ди Кандиа)
Норина(сопрано)--Джюлия Гризи,
Нотариус(баритон)-- Федерико Лаблаш.
Дальнейшие постановки.
Уже через несколько месяцев, 17 апреля 1843 года, свою премьеру оперы «Дон Паскуале» показал миланский театр «Ла Скала».Потом опера появилась на сценах Королевского театра в Вене и Королевского театра в Лондоне. В 1845 году итальянская труппа на гастролях привезла оперу в Россию; среди исполнителей Полина Виардо-Гарсиа, Антонио Тамбурини. В 1846 году в Нью-Йорке ее представил театр Метрополитен-опера. В России первой русской труппой, поставившей эту оперу, стала Московская частная русская опера Мамонтова в 1886 году.
С тех пор опера «Дон Паскуале» обошла множество театров. Среди особо выдающихся постановок: 1931-- Малый оперный театр в Ленинграде; 1936-- Студия Станиславского в Москве; 1950-- театр Ла Скала, режиссер Стрелер.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ ИТАЛЬЯНСКИЙ КОМПОЗИТОР ЭПОХИ РАСЦВЕТА BEL CANTO
- 1.1Общие сведения о произведении
- 1.2 Композитор Гаэтано Доницетти
- 1.3 История создания и краткое содержание оперы «Дон Паскуале»
- ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАВАТИНЫ НОРИНЫ
- 2.1 Музыкально-выразительные средства
- 2.2 Особенности вокально-технического исполнения каватины
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ