logo search
Вокальные трудности в освоении певческого материала подростками и приемы их преодоления

2.2 Эффективность практических приемов в преодолении вокальных трудностей

Рассмотрим приемы преодоления вокальных трудностей на практике.

Дыхание в резонаторном воспитании.

Дыхание в пении - это краеугольный камень всего. Дыхание - это та сила, которая приводит в движение весь механизм голосообразования, весь голосовой аппарат. Общеизвестно классическое изречение: «Искусство пения есть искусство дыхания». Без дыхания голосовой аппарат, при всем его совершенстве, будет мертв. Атака звука, его филировка, техника всех видов, -зависят, в основном, от степени владения техникой дыхания.Различают следующие типы дыхания: грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно ее верхнего и среднего разделов; смешанное или грудобрюшное дыхание - При нем активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма; брюшное, или диафрагматическое - активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Деление дыхания на отдельные типы является условным и в значительной степени теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними обнаружить невозможно. Общепринято различать типу дыхания, которыми пользуются мужчины и женщины. Если женщины дышат «более высоко», то мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному.

В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, то есть смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки малоподвижна, активна же диафрагма и мышцы брюшной полости.

Организации певческого дыхания следует придавать решающее значение, ведь владение дыханием - это техническая основа профессионального искусства пения.

С первых же уроков следует обратить особое внимание на естественность вдоха, а также понемногу начинать развивать у певца способность сохранять во время пения вдыхательные установки.

Манера держаться не должна быть напряженной, искусственной, так как это приводит к скованности всего организма, лишает дыхание и голосоведение необходимой естественности. Свободное положение корпуса с естественно развернутыми плечами создает благоприятное для пения положение грудной клетки и в значительной степени способствует легкой, непринужденной манере вдоха, а также возможности сохранения вдыхательной установки и организации звука.

Вдох рекомендуется производить легко, набирая немного воздуха так, чтобы ребра при этом несколько раздвигались в стороны. Начинающим певцам можно посоветовать держать руки чуть выше талии, так как при этом удобно проверять вдох и вдыхательную установку во время пения. Сохранение вдыхательной установки и требование с самых начальных упражнений вести звук ровно и одинаковой силы, организует учащегося и вырабатывает у него умение держать звук на дыхании. Следует обращать внимание ученика на качество звука, когда он поет мелодию, не теряя вдыхательной установки (то есть на опоре), или когда он поет на «выдохе».

Ученику важно запоминать свое состояние, свои ощущения, звучание голоса, когда он поет правильно. Постепенно у учащегося начинает развиваться «вокальная память» - способность запоминать качество звучания голоса.

Начальные упражнения должны быть очень простыми, чтобы ученик мог следить за тем, как он выполняет задачи, поставленные перед ним. Опора звука на дыхании осваивается постепенно, в зависимости от индивидуальных особенностей певца. Опору звука на дыхание ученики часто теряют при пении на пиано. Следует добиваться, чтобы пиано и форте звучали на одинаковой опоре. Пассаж нужно петь сначала на меццо-форте, а затем пиано. При пении на пиано без опоры звука на дыхание теряется тембр звука, часто страдает интонация. Спокойное, не перегруженное дыхание способствует правильному ощущению опоры звука и освобождает гортань от излишнего напряжения и на дыхание осваивается нелегко.

Начинающие поют часто на выдохе, без сохранения вдыхательной установки, без опоры. В таких случаях рекомендуется для выработки ощущения опоры звука упражнения отдельными короткими звуками - тяжелое стаккато. Сольфеджирование упражнений, вокализов, чередование слогов - все это способствует организации певческого выдоха.

Резонаторные ощущения в пении, их роль, функции резонаторов.В традиционных трудах по теории и методологии певческого искусства резонаторам голосового тракта отводится практически лишь одна единственная функция - формирование гласных, то есть фонетическая. В.П. Морозовым в рамках разработанной им резонансной теории искусства пения обоснована и досконально исследована важнейшая роль резонаторных ощущений в пении, их решающее значение в процессе пения.Морозовым впервые выделяются и обозначаются важнейшие функции голосовых резонаторов в процессе пения: энергетическая; генераторная; фонетическая; эстетическая; защитная; индикаторная; активизирующая.

Активизирующая функция резонаторов проявляется в том, что вибрация их стенок (в случае оптимальной настройки резонаторной системы) оказывает активизирующее (стимулирующее) воздействие на голосовую функцию, прежде всего на сами резонаторы, на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический рефлекторный характер, т.е. раздражение виброрецепторов через ЦНС приводит к повышению тонуса и активности голосового аппарата. Таким образом, имеет место самостимуляция голосового аппарата певца.

Индикаторная функция резонаторов состоит в том, что певческие резонаторы являются индикаторами (указателями) собственной активности. Фонетическая функция резонаторов состоит в формировании речевых звуков, как в речи, так и в пении, что связано с работой наиболее подвижного из всех резонаторов - ротовой полости, а также глоточной.

Защитная функция певческих резонаторов, реализуется при условии владения певцом резонансной техникой пения, проявляется в защите голосовых связок и гортани от перегрузок, от возникновения профессиональных заболеваний.

Немаловажно использование психической функции. Целью разностороннего рассмотрения роли певческих резонаторов является правильная ориентация сознания (и подсознания) певца на резонансный принцип голосообразования, резонансные певческие ощущения, о которых говорят все выдающиеся мастера, о вреде случаев и переориентация, то есть отвлечение сознания от пагубной прикованности к области гортани и голосовых связок, то есть зоны, о которой все великие умалчивают, если их специально к этому не принуждать.

Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на протяжении всего диапазона окрашивается грудным и головным резонированием. Во многих школах пения попадание в головной резонатор считается краеугольным камнем обучения, на котором и строится организация певческого звука. От ощущения резонирования звука в голове и груди получили свое название регистру голоса: головной и грудной. Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен. При грудном - насыщен, «мясист».

Под резонатором в акустике понимается объем воздуха, заключенный в упругие стенки. Характерным свойством резонатора является то, что он отзвучивает-резонирует на звук определенной высоты, совпадающий с его собственным тоном или его обертонами. Чем меньше размеры резонаторов, меньше объем воздуха, тем выше собственный тон резонатора, на который он отзвучивает. Под головным резонатором следует понимать только полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. Все эти полости заключены в костные или хрящевые стенки, то есть, не способны менять свой объем, а, следовательно, и резонаторные свойства.

Однако блеск и металличность голоса зависят не от резонаторных явлений в полостях верхнего резонатора, а от формирования исходного тембра гортани. Верхний резонатор лишь отвечает на качество звука. Головной резонатор - важнейший индикатор правильного певческого звучания голоса. На развитие резонаторных ощущений у учащегося следует обратить самое пристальное внимание. Не все ученики понимают эти ощущения в начале занятий, и для того, чтобы они знали к чему стремиться, многие педагоги употребляют приемы, наводящие на эти ощущения.

Приемы, связанные с пением на звонкие согласные «м» и «н», так называемое «мычание» и «нычание», когда рот закрыт и весь звук идет через носовые ходы, приводят к сильному сотрясанию стенок в полосе верхнего резонатора даже в том случае, когда высокие частоты выражены слабо. Эти приемы помогают ученику осознать, какого рода ощущений следует добиваться при пении.