1.2 Особенности и методики освоения певческого материала
Немаловажную роль в освоении певческого материала играет преподаватель. Опытный преподаватель.
После краткого художественного и технического разбора произведения педагог переходит к отработке всех его деталей. Объяснение и собственный показ желательно чередовать с пением самих учащихся. В случае транспонировать всю песню или отдельные ее части. Необходимо постоянно применяться к голосам учащихся и никогда не допускать нарушения принципа непринужденности в их пении. Это должно быть законом и при самостоятельных занятиях учащихся.
Учителю важно знать, каким является правильный звук, и уметь его воспроизвести, при этом хорошо представляя, что нужно сделать для образования нужного звучания. Педагогу необходимо знание причин образования нежелательных качеств звука (горлового, носового, сиплого звучания) и способов его удаления.
Из-за несформированной «опоры» певческого дыхания, неорганизованной атаки и резонаторной системы звук также может быть малозвучным и приближенным к шепотному. Дыхательные функции во время голосообразования данного периода характеризуются укороченной фазой выдоха, частыми, слишком короткими вдохами, неравномерностью ритма дыхательных движений.
Все выше указанные недостатки и многие другие, с которыми сталкивается преподаватель на начальном этапе обучения пению, связаны с отсутствием навыков вокальной культуры. Главной целью его является развитие комплекса вокально-хоровых навыков: пение на опоре, использование резонаторной системы, развитие певческой артикуляции на основе прикрытия и единообразного произношения гласных. Без этого невозможно добиться качественного звучания хора. Умение точно и вовремя оценить неверное звучание, подобрать приемы и методы для его устранения является основой профессиональной компетентности руководителя и залогом роста его коллектива. Работа над произведением проводится в тесситуре более низкой, чем та, в которой оно впоследствии исполняется. Тональность выбирается соответственно характеру и состоянию голосов поющих.
Хочется напомнить, что для создания условий наилучшего восприятия и усвоения песни, а также для наибольшей эффективности всей вокальной тренировки следует стимулировать и поощрять негромкое пение, на уровне mezzo voce. Эту часть занятий полезно проводить вообще без сопровождения Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. -М:. - 2003. - С. 34.
.
Работу над трудно вокализируемыми словами и даже отдельными гласными легче проводить по принципу «дробления на части», учитывая при этом закономерности вокализации, позиционные свойства гласных и др.
Подготовленные предшествующими упражнениями, учащиеся без особого труда, с интересом и с пользой решают поставленные перед ними вокально-художественные задачи.
При правильно сформированном певческом звуке, органично связанном с артикуляцией, как отклик на музыкальный образ, выраженный в мелодии и в поэтическом тексте, рождаются эмоции. Они проявляются и в характере тембра голоса, и в манере артикуляции, и в выражении лица.
Практика показывает, что на начальном этапе целесообразно не менее половины двухчасовых занятий посвящать упражнениям. Все участники, понимая суть дела, занимаются этим с увлечением. Можно видеть, как пробуждается их вокальное чувство, приобретается ощущение качества звука собственного голоса, его тембра, умение управлять своим голосом. Именно из-за простоты, ясности и выполнимости вокальных задач, которые ставятся в этом случае перед певцами, они настойчиво работают не только в классе, но и дома, самостоятельно.
Простейший и, казалось бы, только учебный песенный материал используется часто для выступлений коллектива. Позднее одноголосные песни входят в репертуар солистов ансамбля, а двухголосные исполняются дуэтами, естественно возникающими внутри ансамбля. Желательно, чтобы большая часть начального репертуара ансамбля имела кантиленный характер. Поет тот, говорил Карузо, кто поет легато. В этом отношений полезны колыбельные песни. Разучивать их надо в медленном темпе, стараясь протягивать, как бы выявлять голосом каждую открытую гласную - «у», «о» или «а». В то же время закрытые гласные «и» и «е» следует убирать, петь тихо и в песнях.
Конечно, наряду с протяжными нужны и легкие, подвижные песни. Они полезны для развития вокальной техники, создают разнообразие в репертуаре.
Но, владея голосом, можно и в одном произведении, раскрывая его образ, найти применение различным вокальным исполнительским приемам. Основательная вокальная работа, проведенная над песней, над ее элементами, сделает свое дело: она будет не просто выучена, а и готова к исполнению. Но, главное, голоса певцов получат полезный урок и станут на какую-то долю совершеннее.
Педагог только на практике может убедиться, какая это благодарная и увлекательная задача - воспитание вокальной культуры у молодого поколения. При этом в понятие культуры вокальной речи должны входить приятный тембр голоса и чистая интонация, выразительная артикуляция и четкая дикция, орфоэпически верное произношение слов и правильная музыкальная фразировка мелодии и текста и, конечно, осмысленная трактовка самого художественного произведения и донесение ее до слушателя с помощью вокальных средств художественной выразительности. Без такой направленности в работе нельзя серьезно говорить ни о художественном исполнении произведения, ни о выражении его идейного содержания, ни об общем музыкальном воспитании ученика.
Далее целесообразно выделить типичные недостатки певческого звукообразования в голосе и определить пути их устранения: горловое пение, глубокое «задавленное» звучание, крикливое, форсированное, напряженное пение, тусклое, вялое, бестембренное звучание, плоский, мелкий, «белый» звук, пестрое звучание гласных, «гнусавый» звук, носовой призвук.
Горловое пение или «горнопение» (термин Л.Б. Дмитриева).
Горловое пение является самым типичным недостатком начального этапа обучения, который образуется чаще всего из-за ложных представлений, связывающих певческое звукоформирование только с ротоглоточной частью голосового аппарата. Голос при отсутствии слуховой и вокальной координации не может перейти из речевого режима в певческий. Причина: перенапряженная гортань, высоко поднятая голова (смотрит на учителя), нет правильной организации звука с дыханием-резонатором, неумение перейти из речевого в певческий регистр, скована нижняя челюсть.
Приёмы работы: стабилизация гортани, освобождение нижней челюсти, координирование дыхания и звукообразования, использование мягкой и придыхательной атаки звука, формирование резонаторных ощущений. Горловой звук образуется из-за напряженности, малоподвижности нижней челюсти. При таком положении гортань оказывается в неестественно высоком положении. Свободного открытия рта добиваются на гласных «а», «о», «у» как в речевых, так и вокальных упражнениях. В данном случае необходимо стабилизировать гортань опущенным подбородком и поднятием мягкого нёба, чтобы звук свободно попадал в резонаторы.
Спазматические рефлексы на перенапряженное звукообразование хорошо удаляются упражнением на согласный «г» с придыхательной атакой, например, в сочетании с гласной «га». Необходимое условие перевода звука из глотки в головной резонатор-формирование округлого прикрытия (полузевка). Натяжение мягкого нёба способствует беспрепятственному попаданию в верхние резонаторы. Для округлённого звучания используют сочетания согласных с гласными «о», «ё» («лё», «мо», «ро», «зо» и т.д.).
Мягкий, некрикливый звук достигается владением правильного певческого, вдоха и контролируемого выдоха. Научить ученика экономно, ровно и постепенно расходовать воздух - значит научиться долго, ровно, красиво тянуть звук, что является основой певческого искусства. Частой причиной горлового пения является речевая манера звукообразования и, как следствие, доминирование речевого (грудного) резонатора. В связи с чем, следует активизировать работу верхнего резонатора, используя в упражнениях для распевания высокую тональную настройку Стулова Н.Г. Теория и практика работы с детским хором. - М:. - 2002. - С. 120..
Вся вокальная методическая литература акцентирует внимание на двух основных резонаторах: головном и грудном. Под головным понимаются полости, расположенные выше гортани, в лицевой части головы (лобные, гайморовы пазухи). Благодаря этому резонатору певческий звук приобретает естественное, звонкое, полетное звучание.
Дыхание, гортань и резонаторы - это, как известно, три основные части голосового аппарата, работающие в тесном взаимодействии друг с другом и представляющие собой единую систему Морозов В.П. Голос контртенора // Особенности высокой певческой форманты и техники пения // Голос и речь, N1(3). - 2011. - С. 13..
Основной метод воспитания резонаторных ощущений - это последовательный подбор упражнений способствующий закреплению певческих навыков и доведение его до автоматизма.
Глубокое, задавленное дыхание.
«Опрокинутое дыхание» - так называют вокальные преподаватели данный недостаток. Учащиеся, стремясь сформировать звук вокально, чрезмерно округляют его, в связи с чем он становится глубоким, задавленным. Причины: возникает из-за перекрытия звука, глубокого «зевка», низкое положение гортани, надсвязочное давление как следствие «перезакрытого» рта, в голосе отсутствует высокая певческая форманта.
Приемы работы в данном случае: формирование правильного певческого зевка, формирование в голосе обертонов высокой певческой форманты, активизация головного резонатора и близкого звукообразования.
Формированию близкого звучания хорошо помогает рекомендация Л.Б. Дмитриева о классическом положении артикуляционных органов для гласной «а»: «губы в форме непринужденной улыбки, язык в виде «ложечки» с концом у края зубов, широкая мягкая глотка, поднятое мягкое нёбо» При таком положении после пропевания гласного «а», также «и», «е» принимают округлую форму.
Звонкость, «полетность», «серебристость», придает голосу так называемая высокая певческая форманта (ВПФ), благодаря резонированию на частоту 2500-3000Гц. Это группа усиленных обертонов находится в области ре-соль четвертой октавы.
Индикатором и активизацией высокой певческой форманты является правильное направление звука в головной резонатор. Почти все первые упражнения на вокальных занятий начинаются «немым звуком» - закрытым ртом или на слог «нга». Для того, чтобы придать звуку блеск, яркость, полётность, хорошо использовать близкие по образованию гласные и согласные («и», «ю», «зи», «ли»,«ми», «лю», «ри»).
Крикливое, форсированное и напряженное пение.
Такое пение не только некрасиво и неприятно на слух с точки зрения эстетического восприятия, но и вредно для певческого аппарата. Хоры, поющие форсированным звуком, как правило, детонируют, фальшивят, не умеют петь кантилену. Причины: постоянное употребление твёрдой атаки, отсутствие навыков легатного звуковедения, напряженная гортань, чрезмерно крупный вдох, гиперактивность ребенка или подростка.
Приемы работы в данном направлении: использовать исключительно мягкую и придыхательную атаку звука, работать над легатным звуковедением, удалить гортанный зажим, переключая внимание исполнителей с горлового ощущения на грудобрюшные мышцы живота и резонаторные ощущения, исключить в распевках и произведениях громкое звучание, провоцирующее крикливость. Организация мягкой атаки хорошо достигается употреблением сонорных согласных «л», «м», «н».
Тусклое, вялое, бестембренное пение. Тихий голос не является недостатком в звукообразовании, но может быть связан со следующими причинами: отсутствует навык певческой опоры, не сформированы резонаторные ощущения, вялая, несогласованная работа артикуляционного аппарата, пассивный тонус поющего.
Приемы работы: формирование певческой опоры, работа над формированием резонаторных ощущений, развитие смешанного типа голосообразования, активизация артикуляционного аппарата.
На первом этапе работы должно концентрировать внимание на «приближение звука», направляя его в твердое нёбо, к передним зубам. Хорошо использовать в упражнениях звонкие согласные. Произношение «д», «з», «л», «м», «н» приближают звуки, «м» усиливают резонирование носовой полости, «р» - активизирует сокращение голосовых связок и работу дыхания.
Второй этап предусматривает воспитание резонаторных ощущений, способствующих смешанному характеру звукообразования. Звук, сформированный в высокой позиции должен мягко опираться на грудной резонатор. Мышечно-слуховые ощущения хорошо нарабатываются в центре диапазона, а также при нисходящем движении из головного в грудной регистр. Грудной резонатор способствует формированию сочного, насыщенного звука (верхние ему придают яркость, «летучесть», блеск). Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Первостепенная задача педагога - стремиться выявить естественный тембр ученика.
Плоский, мелкий, «белый» звук характеризуется пением, напоминающим речевую манеру.
Причины: не активно мягкое нёбо, гортань в высоком положении, отсутствуют навыки смешанного резонирования. Приемы работы в данном направлении: формирование ротоглоточного рупора, нахождение правильного положения гортани, работа над резонаторными ощущениями.
Для исправления плоского, мелкого звука надо вырабатывать у певцов навык «зевка», посыла округленного звука в точку головного резонатора. При этом полезны упражнения на «прикрытые» гласные «у», «о», «а». Эти гласные рекомендуют использовать для активизации вялого мягкого нёба, освобождения нижней челюсти, нахождения грудного резонирования. Согласные «к», «г» активизирующие работу мягкого нёба, также могут помочь при исправлении плоского, «белого» звучания.
Пёстрое звучание гласных.
Главная причина - речевая манера пения и, как следствие, отсутствие единства в произношении гласных. Единая манера пения предполагает формировать гласные «открытые» (а,я,э,е,и,ы) по образцу «прикрытых» способом округления: когда поем «а»-мыслим «о», поём «и»- мыслим «ю» и т.д. Старейший вокальный педагог А.М. Разварин говорил: «Гласная у хорошего певца несёт согласную, как конь седока».
Приемы работы: активизировать в звукообразовании мягкое нёбо, использовать в упражнениях для выравнивания гласных следующие сочетания: «а-е-и», «и-э-а» «у-о-а», а также слоги «ду», «ку», «лё», «гно».
«Гнусавый» звук, носовой призвук. Причина образования - низко опущенная занавеска нёба, которая перекрывает доступ звука в полость рта. Приёмы: формирование правильного певческого зевка, формирование в звуке высокой певческой форманты, активизация головного резонатора.
Активным включением головных резонаторов с контролем ощущений лобных пазух способствуют упражнения на слоги «бра», «да», «рэ», «ро». Пение слогов «нэ», «мэ», «рэ» не только хорошо поднимает нёбную занавеску, но и способствует хорошей настройке головных резонаторов. Для исправления этого недостатка хорошо активизировать мягкое нёбо использованием твёрдой атаки звука и штриха стаккато.
Всевозможные вокальные трудности препятствуют быстрому достижению высоких и стабильных творческих результатов. Главным критерием устранения типичных недостатков, указанных в работе, является воспитание вокально-хоровых навыков, которые должны быть доведены до автоматизма. Это станет залогом красивого хорового звука, а значит и вокальных успехов хора, и исполнительских достижений коллектива.
Подводя итоги значимости значения методик пения в развитии школьников (и не только), необходимо охарактеризовать цели и задачи воспитания и развития детей и подростков в процессе певческой деятельности. А для этого необходимо изучать возрастные характеристики развития голоса и слуха.
Целесообразно рассмотреть содержание, составные элементы и конкретные приемы формирования вокальных и хоровых навыков у учеников. Необходимо знать требования к певческой установке и способы расстановки (рассадки) при пении, способы звукообразования (вид атаки звука), типы дыхания, правила вокальной дикции, примерный возрастной звуковысотный диапазон, причины голосовых затруднений «гудошников» и приемы работы с нечисто поющими учениками.
- Введение
- 1. Теоретические аспекты использования певческого материала в процессе преподавания в современной школе
- 1.1 Теория пения в современной певческой школе
- 1.2 Особенности и методики освоения певческого материала
- 2. Приемы преодоления вокальных трудностей в изучении певческого материала подростками
- 2.1 Вокальные трудности
- 2.2 Эффективность практических приемов в преодолении вокальных трудностей
- III. Вокально-хоровой анализ
- 2.3. Вокально-хоровой анализ.
- 1.2. Вокально-хоровая работа в детском хоре
- Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы их преодоления.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении