1.1 Теория пения в современной певческой школе
Пение - один из основных видов музыкального исполнительства. Характеристика певческого искусства проявляется во внешних и внутренних действиях. В связи с этим необходимо рассматривать развивающую функцию пения. Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в пении успешно развиваются основные музыкальные способности.
При освоении певческого материала преподаватели на конкретном музыкальном материале показывают возможности формирования у подростков эмоциональной отзывчивости на музыку как ядра музыкальности, музыкально-слуховых представлений, ладового чувства и чувства ритма.
Кроме того, считается, что нужно дать ученикам характеристику основных знаний и певческих навыков, которые они усваивают в процессе пения. Особое внимание нужно уделить развитию творческих способностей в пении, влиянию опыта творческой деятельности на становление личностных качеств подростка.
В процессе обучения, ученики пения опираются на одно из основных положений педагогики и психологии о взаимосвязи общего и специфического развития, рассматривают влияние вокального воспитания на эмоциональную сферу, умственное и физическое развитие школьников. Одновременно, преподаватель следит, как совершенствуются в процессе певческой деятельности психические функции ученика Н.А. Кунилова. Детская хоровая литература. Тюмень: РИЦ ТГАКИ, - 2009. - С. 40..
Методика вокального обучения опирается на общедидактические и специальные, свойственные музыкальной педагогике, принципы обучения. Ведущими среди общедидактических принципов обучения являются: принципы воспитывающего обучения, научности, сознательности. Обучение одновременно могущественно средство воспитания. В процессе вокального обучения учащийся не только приобретает знания о певческом голосообразовании, у него формируются, совершенствуются вокально-технические навыки. Также развивается голос, исполнительские задатки, музыкально-эстетический вкус, умственные способности, память, наблюдательность, речь, нравственные качества, воля, эмоциональная мобильность Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М:. Академия, - 2004. - С. 56..
Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артистов Морозов В.П. Голос контртенора . Особенности высокой певческой форманты и техники пения // Голос и речь, N1(3), - 2011. - С. 12-25..
Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Опора звука связана с ощущением воздушного столба от диафрагмы и поясничного пояса к голове. Ощущение основания столба дает мышечный поясок - естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции ощущается вибрация в грудной клетке и можно заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук - это работает нижний, или грудной, резонатор.
Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой.
Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе тренировки. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,-- автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им [Электронный ресурс] Режим доступа: // www.imbf.org (дата обращения: 01.01.2012)..
Работая над художественными произведениями, педагог всегда должен помнить не только об исполнительских задачах, но и о совершенствовании вокальных и творческих навыков певцов. Выбирая репертуар, нужно учитывать, насколько он полезен для певца и насколько полноценно и непринужденно будет функционировать при этом его голосовой аппарат.
Поскольку не только воспроизведение звука голосом, но и его восприятие протекают при активном участии вокальной моторики, постольку и музыкальная память тесно связана с работой голосового аппарата. Правильная его настройка позволяет певцу легче преодолевать не только вокальные, но и слуховые трудности Морозов В.П. Загадки полётности голоса в свете современных экспериментальных исследований // Сборник научных трудов «III Международного междисциплинарного конгресса «Голос». М.: Граница, - 2011. - С. 85-99..
Каждый последующий куплет с новым фонетическим материалом ставит перед учениками неожиданные интонационные задачи, решать которые надо средствами вокала. Процедура разучивания песни в обычном понимании, то есть запоминание, усвоение мелодии и текста, представляет собой самый неблагоприятный и опасный для голоса момент. Поэтому целесообразно разучивание с самого начала вести как полноценную вокально-художественную работу. Такой подход к делу может быть обеспечен:
подбором песенного материала, который бы действительно соответствовал уровню развития вокальных навыков учащихся;
применением в работе над песней приема дробления на части с последующим соединением усвоенных порознь элементов;
использованием нотного текста и других наглядных способов изображения.
Во-первых, педагог должен знать, что при невозможности строгой систематизации художественного материала полезна длительная и упорная вокальная работа над небольшим количеством отобранных песен. Многократное исполнение одного и того же материала создает благоприятные условия для тренировки голосового аппарата, для совершенствования певческих навыков. Отобранные песни должны отличаться выразительной, но несложной, ясной в ладовом отношении мелодией с небольшим диапазоном; немногословным и поэтическим образным текстом, желательно с повторениями; вокальностью текста, с минимумом на первом этапе гласных «е» и «и» на сильной доле.
В ансамбле нужно начать с двухголосных, лучше народных песен. Мелодически они обычно проще одноголосных, а второй голос вращается вокруг тоники, что благоприятствует развитию ладового чувства. Текст их более слит с мелодией в вокальном отношении.
Полезно начинать разучивание со второго голоса; это приводит к тому, что учащиеся, которым позволяет диапазон и у которых есть естественное желание петь выше, сами находят первый голос. Непринужденная манера пения в такой работе естественно выявляет тип голоса.
Прием дробления на части находит наиболее полное применение и приносит максимальную пользу при достаточной подготовленности певца к работе над данной песней, когда внимание поющего может фокусироваться на тщательной и тонкой отделке гласных, штрихов и других элементов.
Вслед за преодолением частных вокальных трудностей с одновременным решением художественных задач осуществляется объединение разрозненных деталей в одно целое. При этом применяются разнообразные средства музыкальной выразительности - темповые, динамические и др. Здесь нельзя забывать, что настоящего успеха можно достигнуть только при постоянном внимании к качеству голоса, вокальных навыков учащегося на всем протяжении работы над песней.
Третий способ облегчить учащимся разучивание песни связан с использованием записи: нотной или схематической. В последнем случае запись текста дополняется примерным обозначением направления мелодии (ломаной линией), ритма (нотами), характера артикуляции (формой букв).
Разучивание песни должно стать естественным продолжением вокальной работы над упражнениями. Художественный образ, ставящий перед учащимися более сложные исполнительские задачи, выявляется прежде всего средствами вокала. Как ни парадоксально, в обычной практике эта ценнейшая часть работы часто отодвигается на второй план. Но песня и выучивается гораздо скорее, и помнится лучше, когда при этом ведется планомерная и тщательная работа над вокальной стороной. Именно тогда включаются в действие многие и разнообразные «рычаги»: эмоциональность, воображение, сознательность, артистизм, творческое начало.
Большое значение имеет качество показа песни самим педагогом. Нужно позаботиться о вокальной стороне исполнения, о непринужденном, свободном звучании собственного голоса, о выразительной артикуляции, образности.
- Введение
- 1. Теоретические аспекты использования певческого материала в процессе преподавания в современной школе
- 1.1 Теория пения в современной певческой школе
- 1.2 Особенности и методики освоения певческого материала
- 2. Приемы преодоления вокальных трудностей в изучении певческого материала подростками
- 2.1 Вокальные трудности
- 2.2 Эффективность практических приемов в преодолении вокальных трудностей
- III. Вокально-хоровой анализ
- 2.3. Вокально-хоровой анализ.
- 1.2. Вокально-хоровая работа в детском хоре
- Элементы хоровой звучности; вокально-хоровые трудности и способы их преодоления.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении