logo search
Воплощение хорального текста в творчестве И.С. Баха

1.1 Характеристика вокального творчества композитора

Одним из самых выдающихся деятелей эпохи Барокко является фигура И.С. Баха. Особенность исторического положения композитора заключается в том, что он был самым передовым художником своего времени. Трагическое историческое положение Германии дало Баху наилучшую возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная природа его музыки и народная, и церковная. Бах апеллирует не только к эмоциям, но и, прежде всего, к разуму, интеллекту. Могучее, кристально ясное интеллектуальное начало - один из устоев его искусства. Его идеал - мир светлый и разумный.

В творчестве Баха представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы. Его наследие включает сочинения для солистов и хора с инструментами, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Бах использует полифонию как основное выразительное средство, но при этом самые сложные контрапунктические построения у него опираются на ясную гармоническую основу - это было, несомненно, веянием новой эпохи.

В творческом наследии Баха области инструментальной и вокальной музыки представлены в равной мере широко и, в конечном счете, являются равнозначительными. При этом среди вокальных сочинений больше крупных форм, а наиболее глубокие и сложные художественные замыслы композитора осуществлены именно в крупнейших вокальных жанрах. Более малые формы вокального жанра представлены у Баха ариями для различных голосов, дуэтами, канонами, духовными песнями. Эта область творчества Баха остается наименее изученной, да и нотной литературой в нашем регионе почти не представлена. Нам удалось найти две арии из Нотной тетради Анны Магдалены Бах.

Песни, арии, дуэты, написанные И.С. Бахом предназначены для домашнего музицирования. Мелодии некоторых духовных песен встречаются в крупных сочинениях композитора - ораториях, кантатах, органных хоральных обработках.

В оригинале духовные песни и арии Баха изложены на двух строчках - в виде вокальной партии и цифрованного баса. Предполагалось, что исполнитель должен сам импровизировать аккордовое сопровождение. Уже в изданиях известных нам, партия генерал-баса расшифрована.

И все же основным жанром вокальной музыки была у композитора духовная кантата. Множество кантат Баха считают утраченными. И все же сохранилось около 190 духовных кантат и около 20 светских, за которыми признано авторство Баха. Бах более широко, чем его предшественники, подошел к жанру духовной кантаты, углубил ее содержание, обогатил круг выразительных средств. С одной стороны, он смело развивал в кантате все, что было доступно опере и камерным вокальным жанрам, с другой же - продолжал разработку полифонического письма и полифонических форм в вокально-инструментальных рамках. В состав композиций духовных кантат у Баха входят полифонические хоры, обработки хорала, арии и речитативы различных типов, ансамбли, инструментальные номера.

Духовные кантаты Баха, исполнявшиеся в церкви и связанные с тематикой календаря (а, следовательно, с определенными библейскими текстами), тем не менее, по существу, далеко выходят в своем реальном содержании за эти предуказанные рамки. Сам словесный текст трактуется Бахом свободно, в зависимости от его собственной музыкальной концепции. Привлекаемые им поэты (С. Франк, Э.Ноймайстрер, Пикандер, Марианна фон Циглер), да и сам он, компонуя для себя текст, соединяли многие фрагменты из различных частей Ветхого и Нового завета со строфами и строками немецких песен XVI - начала XVIII века. Музыка же далеко обгоняла и этот текст, углубляя и развивая возникшие образы, усиливая контрасты между ними.

Светские кантаты Баха обычно возникали как произведения «на случай» - поздравительные или приветственные. Интересна поздравительная «Крестьянская кантата», обращенная как бы от лица двух крестьян к камергеру К.Г. фон Дискау, которому было пожаловано тогда имение. Полностью независима от прикладных целей шуточная «Кофейная кантата». Если б не краткие пояснительные речитативы от автора, мало что отличало бы ее от комической оперы буффа. Самостоятельный интерес представляет по замыслу кантата «Состязание Феба и Пана». Она была создана в 1731 году и исполнена силами студентов музыкального общества в Лейпциге. Светские кантаты Баха, при всех своих особенностях, не лишены связей с его духовными произведениями.

И.С. Бах создал пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года. До нас дошло около двух сотен этих произведений. Ранние кантаты (до 1712) написаны в стиле предшественников Баха, таких как Иоганн Пахельбель и Дитрих Букстехуде. Тексты взяты из Библии или из лютеранских церковных гимнов - хоралов; композиция состоит из нескольких относительно кратких разделов, обычно контрастных по мелодике, тональности, темпу, исполнительскому составу. Ярким примером раннего кантатного стиля Баха может служить прекрасная «Трагическая кантата» № 106. После 1712 Бах обращается к другой форме духовной кантаты, которую ввел в лютеранский обиход пастор Е. Ноймейстер: в ней используются не цитаты из Писания и протестантских гимнов, а парафразы библейских фрагментов или хоралов. В этом типе кантаты разделы более отчетливо отделяются один от другого, а между ними вводятся сольные речитативы с аккомпанементом органа и генерал-баса. Иногда подобные кантаты двухчастны: во время службы между частями произносилась проповедь. К данному типу принадлежит большинство баховских кантат, в том числе «Все они придут из Саввы» на день Архангела Михаила, «И была битва в небесах» на праздник Реформации, «Твердыня крепкая наш Бог», «Восстаньте от сна». Особый случай - кантата «Христос лежал в оковах смерти»: в ней использовано 7 строф одноименного хорала Мартина Лютера, причем в каждой строфе хоральная тема обрабатывается по-своему, а в финале звучит в простой гармонизации. В большинстве кантат сольные и хоровые разделы чередуются, сменяя друг друга. Но есть в наследии Баха и целиком сольные кантаты - например, трогательная кантата для баса с оркестром «С меня довольно» или блестящая кантата для сопрано с оркестром «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Перу И.С. Баха принадлежат семь (другие источники указывают семь) мотетов. Они пользовались особой известностью и в течение долгого периода после смерти композитора были единственными из его вокально-инструментальных композиций, которые еще исполнялись. Как и в кантате, в мотете используются библейские и хоральные тексты, но в нем нет арий и дуэтов; оркестровое сопровождение не обязательно (если оно имеется, то просто дублирует хоровые партии). Среди сочинений этого жанра можно упомянуть мотеты «Иисус - моя радость» и «Пойте Господу».

Среди крупных вокально-инструментальных сочинений Баха особое внимание привлекают два рождественских цикла. «Магнификат» для пятиголосного хора, солистов и оркестра был написан в 1723, вторая редакция - в 1730. Магнификат - одна из самых цельных баховских композиций: ее лаконичные части ясно группируются в три раздела, каждый из которых начинается арией и кончается ансамблем; обрамлением служат мощные хоровые части - «Magnificat» и «Gloria». Несмотря на краткость частей, каждая имеет свой эмоциональный облик.

«Рождественская оратория», появившаяся в 1734, состоит из 6 кантат. Тексты взяты из евангелий и протестантских гимнов. Рассказчик - Евангелист (тенор) - в речитативах излагает евангельское повествование, в то время как реплики действующих лиц рождественской истории отданы солистам или хоровым группам. Повествование прерывается лирическими эпизодами - ариями и хоралами, которые должны служить наставлением для паствы. 11 из 64 номеров оратории первоначально сочинены Бахом для светских кантат, но потом превосходно приспособлены к духовным текстам.

Предполагают, что композитор создал 5 пассионов. Пассионы - это история крестных страданий Христа, отдавшего жизнь в жертву за человечество.

Сохранились полностью «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею». Частично известна музыка «Страстей по Марку» - по материалам кантат, где она была автором использована.

Кроме прославленной мессы си минор известны еще «малые мессы» (то есть неполного состава) Баха, несколько частей месс. В мессах Бах отходит от обрядовой традиции, развернув освященный церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни, повествования. Сфера Мессы - человеческие идеалы в их эстетически и этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к радости получила обобщенную форму. Две образные сферы - страдания и действия, радости - в развитии стремятся в противоположных направлениях, композиция построена как цикл циклов, в основе которого находится избранный круг музыкальных образов. Это значит, что содержание глубоко и многообразно, как часть баховской картины мира.

Как видим, все это по преимуществу духовные сочинения, частью богослужебного назначения. Однако ни их концепции, ни круг образов не ограничены традиционными рамками церковного мироощущения, духовной эстетики, а музыкальный стиль, характерный тематизм и принципы формообразования не отличаются от того, что свойственно светской музыке Баха.