25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
Барокко характеризуется расцветом профессиональной инструментальной музыки. И в творчестве И.С.Баха инструментальная музыка образует весьма внушительную часть, разнообразную по содержанию, составу исполнителей, аудитории, которой адресованы те или иные сочинения.
По принципу «функционирования» инструментальные жанры Баха можно разделить на три группы:
для большой аудитории и в больших залах - это органная музыка, оркестро вые сюиты и концерты, крупные концертные жанры для солистов с оркест ром;
ансамблевая музыка, рассчитанная на камерное (домашнее) музицирование (флейта и клавир, скрипка и клавир и т.п.), а также сольные произведения для различных инструментов, в том числе - для клавира: циклы клавирных
32
сюит (Английские, Французские и Партиты), сборники «Клавирных упражнений» («Klavieriibung»). Многие из клавирных сочинений написаны как учебные (дидактические): это пьески из «Нотной тетради Анны Магдалины Бах», маленькие прелюдии и фуги, Инвенции, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира».
- Третью группу образуют высоко художественные произведения, созданные в конце жизни как образцовые, демонстрирующие высшее профессиональное мастерство. Они обращены к профессиональным музыкантам или к потомкам, как своего рода «послания в будущее». Их отличает искусное, мастерское владение техникой композиции, профессиональным ремеслом. Их можно рассматривать и как дидактические, но вершинные, кульминационные на пути овладения мастерством. К ним относятся: Хроматическая фантазия и фуга, Музыкальное приношение, Искусство фуги и Гольдберг-вариации.
Иначе можно классифицировать все инструментальные сочинения Баха как сольные, ансамблевые и оркестровые. К сольным относятся разнообразные жанры органной и клавирной музыки, а также сонаты и партиты для скрипки соло и виолончели соло. К числу ансамблевых принадлежат произведения для солирующих инструментов (скрипка, флейта, виолончель) в сопровождении клавира, а также пьесы из «Музыкального приношения», в частности, единственная в наследии Баха ансамблевая трио-соната. Оркестровая музыка Баха представлена Бранденбургскими концертами, «увертюрами» - так он называл оркестровые сюиты и концертами для солирующих инструментов с оркестром. Органная музыка.
Среди многочисленных органных произведений выделяется жанр, который связывает инструментальную музыку Баха с его духовными кантатами и «Страстями» - органные хоральные прелюдии. Не считая самых маленьких и простых четырехголосных гармонизаций, Бах оставил свыше ста пятидесяти различных обработок мелодий протестантских хоралов для органа. Некоторые из них хорошо известны в настоящее время в фортепианных версиях Ф. Бузони, С. Фейнберга и других авторов.
Циклы прелюдий и фуг, наряду с хоральными обработками, составляют важнейшую область органного наследия Баха (их написано не менее сорока). Наиболее известна патетическая органная токката и фуга ре минор. Особое место в органном наследии Баха занимает Пассакалия c-moll. Композитор воспользовался старинным жанром «прощальной музыки провожания на улице» и формой полифонических вариаций на basso ostinato, чтобы развернуть величественную и скорбную картину шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом - просветлением в коде.
Совсем иная область органного творчества Баха - концерты и трио-сонаты. Шесть органных концертов не являются оригинальными сочинениями композитора: это прекрасно выполненные переложения скрипичных концертов Вивальди, Марчелло и других авторов. Трио-сонаты, созданные во второй поло-
33
вине 20-х годов, возможно, в качестве инструтстивно-педагогических пьес, написаны для двух мануалов и педали. В них выдержан основной принцип старинной трио-сонаты: развитие и переплетение двух мелодически самостоятельных верхних (мануальных) голосов и функциональная опора педального баса (basso continuo). Их строение близко концертам - все они трехчастны с контрастной по темпу и тональности средней частью. Музыку органных трио-сонат отличает совершенство формы, красивый мелодический рисунок, особая чистота, кристальность трехголосной фактуры, в которой все голоса абсолютно равноправны и в то же время прекрасно сочетаются вместе. Наряду с трехголосными инвенциями, хоральными трио и канонами их «Гольдберг-вариации» органные трио-сонаты являются великолепными образцами фактуры, бывшей для Баха, по-видимому, идеальной. К этому же типу принадлежит трехголосная Пастораль F-dur для двух мануалов и педали - поэтическая идиллия в народном стиле.
Клавирные жанры.
В творчестве Баха и во всей музыкальной жизни XVIII века клавир играл очень большую и своеобразную роль. Произведений для клавира у Баха очень много и они исключительно разнообразны: по жанрам по технике письма, по степени исполнительской сложности. Многие из клавирных сочинений написаны как инструктивные - для собственных сыновей, обучающихся игре на клавире. Это прежде всего «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах», содержащая маленькие шедевры музыки XVIII века, которые не просто учат играть полифонические арии, гармонические хоралы и менуэты, но воспитывают музыкальный вкус и формируют чувство стиля у молодых музыкантов. Далее следуют восемнадцать Маленьких прелюдий, фугетты и другие пьесы для начинающих, вошедшие в «Клавирную тетрадь» Вильгельма Фридемана Баха.
Двухголосные и трехголосные инвенции были предназначены для выработки легато, кантиленной манеры игры на клавире.
Возможно, клавирным сюитам Бах также придавал инструктивно-педагогическое значение. Им написаны 6 английских, 6 французских сюит и 6 партит (которые образуют первую часть «Клавирных упражнений»). К типу клавирной сюиты относится и большая «Французская увертюра» си минор.
Особое место среди клавирных сочинений высшего полифонического мастерства занимают Гольдберг-вариации. Бах назвал его «Арией с различными вариациями» (их тридцать) и включил в четвертую часть «Клавирных упражнений» (Klavierubung). Этот вариационный цикл был заказан графом Кайзерлин-гом - русским посланником в Дрездене, большим поклонником гения Баха. А свое название цикл получил по имени И.Г.Гольдберга - ученика Вильгельма Фридемана и Иоганна Себастьяна, который состоял на службе у графа Кайзер-линга. Гольдберг и исполнял этот самый масштабный из баховских произведений цикл для страдавшего бессонницей своего господина. Ария написана во французском галантном стиле, она обрамляет весь цикл. Тридцать вариаций организованы по три: каждая третья - канон. Каноны (их десять) следуют по
34
принципу возрастания интервалов имитации от примы до ноны. В тридцатой вариации, названной Quodlibet («кто во что горазд»), на выдержанном басу проводятся каноном две народные песни.
Итальянский концерт фа мажор, входящий во вторую часть «Клавирных упражнений», - итоговое сочинение Баха в концертном жанре. Это виртуозный клавирный концерт без сопровождения в стиле итальянских скрипичных концертов, переложения которых Бах делал в Веймарский период творчества: трехчастный цикл с контрастной средней частью (ре-минорный монолог солиста). Барочный принцип концертирования (чередования «тутти» - «соло») реализуется в этом сольном концерте в результате динамических противопоставлений контрастных по фактуре разделов. Преобладающая гомофонная фактура объединяет полифоническую текучесть и непрерывность мотивного развития с периодической расчлененностью. Оживленный, бодро энергичный характер музыки крайних частей идеально соответствует светскому, жизнерадостному стилю итальянской концертной манеры.
Оркестровые сочинения
Оркестровая музыка И.С.Баха (как и аналогичные сочинения его современника Г.Ф.Генделя) образует вершину развития барочной инструментальной традиции. Баховский оркестр включает струнные и клавесин (или орган) как гармоническую опору всего ансамбля. Духовые (флейты, гобои, фаготы, трубы) используются как солирующие инструменты.
Оркестровые сочинения Баха - это четыре «увертюры» и шесть Бранден-бургских концертов - отличаются праздничным жизнерадостным характером. Как и вся оркестровая музыка эпохи барокко, они используют игровой принцип инструментализма, строятся на основе «игры» темами, мотивами, тембрами, тональностями и т.п.: «... звуки радуют, мастерство вызывает соревнование и любование», по меткой характеристике Б.Асафьева. Оркестровые сюиты можно отнести к типу развлекательной, «легкой» музыки. Не случайно финал 2-й сюиты (си минор) называется «Шутка» (франц. Badinare), а 4-й (ре мажор) - «Развлечение» (франц. Rejouissanse).
Жанр инструментального концерта Бах осваивал, перекладывая для клавира или органа концерты итальянских скрипичных мастеров, прежде всего Вивальди. В годы работы в Веймаре (1708-1717) им сделаны 16 таких переложений для клавира и 6 - для органа. В историю музыки Бах вошел как создатель жанра клавирного концерта с оркестром: ему принадлежат 13 концертов для одного. двух, трех и даже четырех клавиров.
Уникальный оркестровый цикл образуют шесть Бранденбургских концертов (автор назвал из по-французски «концертами для нескольких инструментов). Они написаны в кётенский период творчества, в 1721 году и посвящены маркграфу Бранденоургскому Кристиану Людвигу. Концерты Баха разнообразны по структуре цикла, по исполнительским составам и использованию солирующих инструментов. Они образуют кульминацию и итог (наряду со знаменитым циклом Concerto grosso op. 6 Генделя) в эволюции барочного жанра concerto
35
grosso. Принцип концертирования эпохи барокко был возрожден лишь в XX веке в творчестве представителей неоклассицизма - Стравинского и Хиндемита.
- Контрольные вопросы
- 2. Что означает термин «Возрождение»?
- 5. Стилевые течения в музыкальной культуре Возрождения.
- 6. Полифония строгого стиля, основные стилевые признаки.
- 7. Месса: характеристика жанра, структура.
- 8. Мадригал: характеристика жанра, авторы текстов и музыки мадригалов эпохи Возрождения.
- 9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?
- 10. Рождение оперы во Флоренции в конце XVI века: эстетические предпосылки, творческие идеи, первые образцы.
- 11. Какие оперы Монтеверди вам известны?
- 13. Ведущие инструментальные жанры эпохи барокко.
- 14. Назовите итальянских композиторов—создателей жанров инструмен тальной сонаты (трио-сонаты) и concerto grosso.
- 15. Назовите ведущие оперные школы XVII века и их представителей.
- 16. Опера-сериа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 17. Опера-буффа в XVIII веке: характерные черты, ведущие представители.
- 19. Назовите немецких композиторов—предшественников и современни ков и.С. Баха.
- 20. Назовите города, в которых жил и работал Бах.
- 21. Основные сферы творческой деятельности Баха.
- 22. Основные жанры творчества и.С.Баха.
- 23. Жанр «Страстей» в немецкой музыке эпохи барокко и «Страсти» и.С. Баха.
- 24. Страсти и мессы в творчестве Баха: сравните.
- 25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.
- 26. Что такое «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»?
- 27. Что такое «Хорошо темперированный клавир»?
- 28. В каких городах и странах жил и работал Георг Фридрих Гендель?
- 29. Темы и сюжеты ораторий Генделя.
- 30. В каких еще музыкальных жанрах эпохи барокко работал Гендель?
- 31. Черты стиля ораториального творчества Генделя.