logo
Назарова В

25. Инструментальные жанры в творчестве Баха.

Барокко характеризуется расцветом профессиональной инструментальной музыки. И в творчестве И.С.Баха инструментальная музыка образует весьма внушительную часть, разнообразную по содержанию, составу исполнителей, аудитории, которой адресованы те или иные сочинения.

По принципу «функционирования» инструментальные жанры Баха можно разделить на три группы:

32

сюит (Английские, Французские и Партиты), сборники «Клавирных упраж­нений» («Klavieriibung»). Многие из клавирных сочинений написаны как учебные (дидактические): это пьески из «Нотной тетради Анны Магдалины Бах», маленькие прелюдии и фуги, Инвенции, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира».

- Третью группу образуют высоко художественные произведения, созданные в конце жизни как образцовые, демонстрирующие высшее профессиональ­ное мастерство. Они обращены к профессиональным музыкантам или к по­томкам, как своего рода «послания в будущее». Их отличает искусное, мас­терское владение техникой композиции, профессиональным ремеслом. Их можно рассматривать и как дидактические, но вершинные, кульминацион­ные на пути овладения мастерством. К ним относятся: Хроматическая фан­тазия и фуга, Музыкальное приношение, Искусство фуги и Гольдберг-вариации.

Иначе можно классифицировать все инструментальные сочинения Баха как сольные, ансамблевые и оркестровые. К сольным относятся разнообразные жанры органной и клавирной музыки, а также сонаты и партиты для скрипки соло и виолончели соло. К числу ансамблевых принадлежат произведения для солирующих инструментов (скрипка, флейта, виолончель) в сопровождении клавира, а также пьесы из «Музыкального приношения», в частности, единст­венная в наследии Баха ансамблевая трио-соната. Оркестровая музыка Баха представлена Бранденбургскими концертами, «увертюрами» - так он называл оркестровые сюиты и концертами для солирующих инструментов с оркестром. Органная музыка.

Среди многочисленных органных произведений выделяется жанр, который связывает инструментальную музыку Баха с его духовными кантатами и «Страстями» - органные хоральные прелюдии. Не считая самых маленьких и простых четырехголосных гармонизаций, Бах оставил свыше ста пятидесяти различных обработок мелодий протестантских хоралов для органа. Некоторые из них хорошо известны в настоящее время в фортепианных версиях Ф. Бузони, С. Фейнберга и других авторов.

Циклы прелюдий и фуг, наряду с хоральными обработками, составляют важнейшую область органного наследия Баха (их написано не менее сорока). Наиболее известна патетическая органная токката и фуга ре минор. Особое ме­сто в органном наследии Баха занимает Пассакалия c-moll. Композитор вос­пользовался старинным жанром «прощальной музыки провожания на улице» и формой полифонических вариаций на basso ostinato, чтобы развернуть величе­ственную и скорбную картину шествия с трагедийными эпизодами и торжест­венным апофеозом - просветлением в коде.

Совсем иная область органного творчества Баха - концерты и трио-сонаты. Шесть органных концертов не являются оригинальными сочинениями компо­зитора: это прекрасно выполненные переложения скрипичных концертов Ви­вальди, Марчелло и других авторов. Трио-сонаты, созданные во второй поло-

33

вине 20-х годов, возможно, в качестве инструтстивно-педагогических пьес, на­писаны для двух мануалов и педали. В них выдержан основной принцип ста­ринной трио-сонаты: развитие и переплетение двух мелодически самостоятель­ных верхних (мануальных) голосов и функциональная опора педального баса (basso continuo). Их строение близко концертам - все они трехчастны с контра­стной по темпу и тональности средней частью. Музыку органных трио-сонат отличает совершенство формы, красивый мелодический рисунок, особая чисто­та, кристальность трехголосной фактуры, в которой все голоса абсолютно рав­ноправны и в то же время прекрасно сочетаются вместе. Наряду с трехголос­ными инвенциями, хоральными трио и канонами их «Гольдберг-вариации» ор­ганные трио-сонаты являются великолепными образцами фактуры, бывшей для Баха, по-видимому, идеальной. К этому же типу принадлежит трехголосная Пастораль F-dur для двух мануалов и педали - поэтическая идиллия в народном стиле.

Клавирные жанры.

В творчестве Баха и во всей музыкальной жизни XVIII века клавир играл очень большую и своеобразную роль. Произведений для клавира у Баха очень много и они исключительно разнообразны: по жанрам по технике письма, по степени исполнительской сложности. Многие из клавирных сочинений написа­ны как инструктивные - для собственных сыновей, обучающихся игре на кла­вире. Это прежде всего «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах», содержащая маленькие шедевры музыки XVIII века, которые не просто учат играть полифо­нические арии, гармонические хоралы и менуэты, но воспитывают музыкаль­ный вкус и формируют чувство стиля у молодых музыкантов. Далее следуют восемнадцать Маленьких прелюдий, фугетты и другие пьесы для начинаю­щих, вошедшие в «Клавирную тетрадь» Вильгельма Фридемана Баха.

Двухголосные и трехголосные инвенции были предназначены для выра­ботки легато, кантиленной манеры игры на клавире.

Возможно, клавирным сюитам Бах также придавал инструктивно-педагогическое значение. Им написаны 6 английских, 6 французских сюит и 6 партит (которые образуют первую часть «Клавирных упражнений»). К типу клавирной сюиты относится и большая «Французская увертюра» си минор.

Особое место среди клавирных сочинений высшего полифонического мас­терства занимают Гольдберг-вариации. Бах назвал его «Арией с различными ва­риациями» (их тридцать) и включил в четвертую часть «Клавирных упражне­ний» (Klavierubung). Этот вариационный цикл был заказан графом Кайзерлин-гом - русским посланником в Дрездене, большим поклонником гения Баха. А свое название цикл получил по имени И.Г.Гольдберга - ученика Вильгельма Фридемана и Иоганна Себастьяна, который состоял на службе у графа Кайзер-линга. Гольдберг и исполнял этот самый масштабный из баховских произведе­ний цикл для страдавшего бессонницей своего господина. Ария написана во французском галантном стиле, она обрамляет весь цикл. Тридцать вариаций ор­ганизованы по три: каждая третья - канон. Каноны (их десять) следуют по

34

принципу возрастания интервалов имитации от примы до ноны. В тридцатой вариации, названной Quodlibet («кто во что горазд»), на выдержанном басу проводятся каноном две народные песни.

Итальянский концерт фа мажор, входящий во вторую часть «Клавирных упражнений», - итоговое сочинение Баха в концертном жанре. Это виртуозный клавирный концерт без сопровождения в стиле итальянских скрипичных кон­цертов, переложения которых Бах делал в Веймарский период творчества: трехчастный цикл с контрастной средней частью (ре-минорный монолог солис­та). Барочный принцип концертирования (чередования «тутти» - «соло») реа­лизуется в этом сольном концерте в результате динамических противопостав­лений контрастных по фактуре разделов. Преобладающая гомофонная фактура объединяет полифоническую текучесть и непрерывность мотивного развития с периодической расчлененностью. Оживленный, бодро энергичный характер музыки крайних частей идеально соответствует светскому, жизнерадостному стилю итальянской концертной манеры.

Оркестровые сочинения

Оркестровая музыка И.С.Баха (как и аналогичные сочинения его современ­ника Г.Ф.Генделя) образует вершину развития барочной инструментальной традиции. Баховский оркестр включает струнные и клавесин (или орган) как гармоническую опору всего ансамбля. Духовые (флейты, гобои, фаготы, трубы) используются как солирующие инструменты.

Оркестровые сочинения Баха - это четыре «увертюры» и шесть Бранден-бургских концертов - отличаются праздничным жизнерадостным характером. Как и вся оркестровая музыка эпохи барокко, они используют игровой принцип инструментализма, строятся на основе «игры» темами, мотивами, тембрами, тональностями и т.п.: «... звуки радуют, мастерство вызывает соревнование и любование», по меткой характеристике Б.Асафьева. Оркестровые сюиты можно отнести к типу развлекательной, «легкой» музыки. Не случайно финал 2-й сюи­ты (си минор) называется «Шутка» (франц. Badinare), а 4-й (ре мажор) - «Раз­влечение» (франц. Rejouissanse).

Жанр инструментального концерта Бах осваивал, перекладывая для клавира или органа концерты итальянских скрипичных мастеров, прежде всего Виваль­ди. В годы работы в Веймаре (1708-1717) им сделаны 16 таких переложений для клавира и 6 - для органа. В историю музыки Бах вошел как создатель жанра клавирного концерта с оркестром: ему принадлежат 13 концертов для одного. двух, трех и даже четырех клавиров.

Уникальный оркестровый цикл образуют шесть Бранденбургских концертов (автор назвал из по-французски «концертами для нескольких инструментов). Они написаны в кётенский период творчества, в 1721 году и посвящены марк­графу Бранденоургскому Кристиану Людвигу. Концерты Баха разнообразны по структуре цикла, по исполнительским составам и использованию солирующих инструментов. Они образуют кульминацию и итог (наряду со знаменитым цик­лом Concerto grosso op. 6 Генделя) в эволюции барочного жанра concerto

35

grosso. Принцип концертирования эпохи барокко был возрожден лишь в XX ве­ке в творчестве представителей неоклассицизма - Стравинского и Хиндемита.