logo
Синельникова_Муз

4.4. Вариации и хоральные обработки

План лекции:

А. Вариационный принцип развития и вариационная форма эпохи барокко: классификация.

В. Вариации на bassoostinato: определение, характеристика темы и принципов ее варьирования.

С. Хоральные обработки: определение, разновидности.

Вариационный принцип развития и вариационная форма в эпоху барокко: классификация.Эпохе барокко известны все последующие типы вариаций:

а) орнаментально-фигурационные: отдельные циклы (Г.Ф. Гендель. Ария с вариациями из сюит № 3, 5), дубли сюитных танцев;

б) вариации на выдержанную мелодию, наследующие работе с cantusflrmus.

в) характерные вариации, восходящие к так называемым вариацион­ным сюитам (Дж. Фрескобальди Ария с вариациями «LaFrescobalda»);

г) специфичные для эпохи вариации на выдержанный бас.

Вариации на bassoostinato– форма, основанная на неизменном повторении басовой формулы при неуклонном обновлении других голосов (встречаются в более раннее вре­мя). Вариации на бассо остинато и их распространенность в музыке XVII – XVIIIвеков (Г. Перселл, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Т. Витали), отсутствие примеров в творчестве венских классиков, редкое применение в XIX веке, возрождение в XX веке (Д. Шостакович, Б. Бриттен, А. Веберн, А. Берг, П. Хиндемит). Связь этой формы с жанрами пасскальи, чаконы (а также арии lamento); возвышенный, скорбный характер музыки. Общие и отличительные признаки пассакалии и чаконы. Два основных типа вариаций на бассо остинато: гармонический (И. С. Бах Crucifixus из Мессы си минор), полифонический, в частности фигурационно-полифонический (И.С. Бах Пассакалья для органа c-moll).

Особенности вариаций на бассо остинато. Тема чаще одноголосная типизированная, использующая известные риторические фигуры, краткая (от двух до восьми тт.) мелодическая формула, чаще нисходящая (от I к V ст.)– диатоническая, по фригийскому тетрахорду, хроматическая, замкнутая или незамкнутая. В чаконе тема – гармониче­ская формула, поэтому в дальнейшем ее мелодическое выражение мо­жет меняться. Индивидуализированные темы. Положение темы при варьировании: тема неизменна; тема перено­сится в другие голоса, в другую тональность; ритмически и мелодиче­ски фигурируется. «Вариации над темой» (В. Цуккерман).

Индивидуальный облик верхних голосов. Поочередное их вступление, полифонические отно­шения, накопление количества движения и пр. Совпадение и несовпа­дение цезур верхних голосов с басовой основой. Принципы варьирования верхних голосов (косвенное варьирование): диминуиция, полифоническое варьирование (имитации, каноны, вертикально-подвижной контрапункт), перегармонизация темы.

Композиция целого: попарное объединение вариаций; роль тональ­ного плана, определяющего транспонирование темы; образование субвариаций (вариации на вариацию); «форма второго порядка» – репризность, трехчастность.

Хоральные обработки – инструментальное, вокальное или вокально-инструментальное произведение, в котором одноголосный хорал (григорианский или протестантский) получает многоголосное оформление. Вариационная природа в основе хоральной обработки, зависимость ее от хоральной мелодии. Классификация (Т. Кюрегян):

  1. По объекту обработки:

1) обработки, где работа ведется с хоральной строфой в целом: а) обработки с однократным изложением хоральной строфы (большинство прелюдий «Органной книжечки» Баха); б) обработки с неоднократным изложением хоральной строфы;

2) обработки, где работа ведется с отдельными строками хорала: а) обработки, где работа ведется с одной начальной строкой хорала; б) обработка, где работа ведется последовательно со всем строками хорала (строфическая фуга с рядом экспозиций на очередные строки.

  1. По характеру изложения мелодии:

1) обработки, где мелодия воспроизводится без каких-либо изменений (за исключением регистровых);

2) обработки с «колорированной» мелодией.

  1. По принципу организации сопровождающих голосов:

1) обработки гармонического склада: а) чисто аккордовые; б) аккордово-фигурационные;

2) обработки полифонического склада: а) обработки, где хорал проводится полностью как cantusfirmusодноголосный или изложенный канонически; б) обработки, где хорал служит материалом для полифонической формы (обычно фугированной);

3) обработки смешанного полифонно-гармонического склада.

Зависимость формы целого от многих факторов. В результате три варианта: 1) пласт обработки не имеет отличной от хоральной мелодии самостоятельной формы; 2) целое являет «контрапункт» двух форм – хорала и обработки; 3) форма целого не зависит от хоральной мелодии.