logo search
Воплощение хорального текста в творчестве И.С. Баха

1.2 Влияние хорала на вокальные и инструментальные жанры баховской музыки

Хорал явился одним из ведущих жанром баховского вокального творчества.

Первые деятели Реформации не называли протестантские песнопения хоралами. С конца XVII века хоралом называют многоголосные обработки протестантских мелодий. Историческая роль хорала огромна. С хоралом в значительной мере связано развитие европейского композиторского искусства - эволюция лада, зарождение и развитие контрапункта, гармонии, музыкальных форм.

Известно, что хоральные мелодии в своих истоках восходят к немецкой народной песне, а частично к чешской (гуситской), даже французской (гугенотской). Бах вернул народу обогащенными мелодии, которые некогда из светских были превращены в духовные, обогатил же их высокоразвитыми гармоническим и полифоническим мышлением. Мелодии эти обычно очень просты. В хоровых обработках Баха они всегда помещены в партии сопрано. Автором некоторых тем из хоралов является и сам Бах. Его оригинальные песенные темы в мелодическом и ритмическом отношении, как правило, более сложны и изысканы, чем другие хоральные напевы.

Например хорал «Gieb dich zufrieden und sei stille» BWV 315.

Многие хоралы Баха входят в его кантаты, пассионы, мотеты. Их исполнение сопровождается, как правило, традиционной музыкальной инструментальной поддержкой. В то же время не исключена возможность пения хоралов в и без сопровождения.

Прежде чем указывать о влиянии хорала на последующие эпохи, хотелось бы отметить, как сам хорал повлиял на творчество самого Иоганна Себастьяна Баха. Хоралы пелись протестантской общиной, они входили в духовный мир человека как естественный, необходимый, органично вросший в психику и сознание элемент мироощущения. Все люди Германии того времени знали мелодии хоралов наизусть. Они настолько прочно ассоциировались с определенным смыслом, что могли служить паролем при узнавании единомышленников. Поэтому для слушателей времени Баха и его культурного ареала хоральные мелодии являлись по существу знаками, отражавшими содержание хорала. У слушателей возникало сразу несколько ассоциаций - с содержанием хорала, с конкретным эпизодом библейской истории, с кругом праздников или ритуальным действом, которому предназначался этот хорал. Так, например, 3-голосная инвенция ля минор основана на хорале «Христос лежал в пеленах смерти», принадлежащем к пасхальному кругу. Соответственно тексту хорала, музыкальное содержание симфонии включает в себя как образы печали, скорби, так и радость по поводу воскресения Христа, и славословия "Аллилуйя". Цитирование хоралов из благодарственного круга «Тебя, Боже, хвалим» в фуге ми мажор II тома или «Только один Бог на небесах» в фуге соль мажор I тома определяет их содержание. Покаянные хоралы «Из бездны бед взываю я к Тебе» в двух вариантах, звучащие в циклах ми-бемоль мажор, си-бемоль минор I тома и си-бемоль минор II тома или покаянный хорал «Господь Иисус Христос, Ты - высшее благо», используемый в цикле соль-диез минор I тома сообщают этим прелюдиям и фугам определенный эмоциональный настрой и свидетельствуют об общности их содержания.

Однако роль хоралов в музыкальном языке Баха не ограничивается цитированием их мелодий. Отдельные мотивы их хоралов становятся устойчивыми формулами, имеющими определенное значение. Яворский пишет: «Все мотивы, которые были тогда в ходу, имели точный смысл, будучи обыкновенно происхождения неумышленного, а получившиеся как наследие народного творчества, запечатленного в григорианском хорале и затем в переработке этих же напевов в протестантском хорале». Так, мелодический оборот из старинного гуситского хорала «Что мой Бог хочет, то сбудется», на который приходятся слова "то сбудется", становится у Баха символом предопределения. Он очень часто встречается в произведениях Баха, неся в контексте именно такое смысловое значение (например, темы фуг до-диез минор I том - 3-я тема, соль минор II том, тема инвенции до мажор).

Излюбленный Бахом мотив звучит в хорале «Из бездны бед взываю я к Тебе». Этот мотив появляется в сочинениях Баха как символ Иисуса-пастыря, воплощающий надежду человека на духовное руководство.

Открытие цитирования хоральных мелодий, в "Хорошо темперированном клавире" принадлежит Б.Л.Яворскому и объективно доказывает, что в "ХТК" выражены важнейшие нравственные идеалы баховской эпохи, воплощенные в образах евангельских легенд".

Начиная с середины XVIII века крупные мастера к хоралу почти не обращались, и если он использовался, то, как правило, в традицонных жанрах, например, в реквиеме Моцарта. Причина (кроме общеизвестного факта, что И. С. Бах довёл искусство обработки хорала до высочайшего совершенства) заключается в том, что мироощущение, выраженное в хорале изжило себя. Имеющий глубокие общественный корни перелом, происшедший в музыке в середине XVIII века, в наиболее общей форме проявился в господстве идеи развития. Развитие темы как нарушение её целостности (то есть симфонически-разработочное, а не хорально-вариационное), способность к качественному изменению первоначального образа - эти свойства отличают новую музыку и тем самым отрицают метод мышления, свойственный искусству предшествующего времени и воплощённый в первую очередь в созерцательном хорале.

В музыке XIX века обращение к хоралу, как правило, определялось программой («Реформационная симфония» Мендельсона) или сюжетом (опера «Гугеноты» Мейербера). В качестве символа нашли применение хоральные цитаты, прежде всего григорианская секвенция «Dies irae». Xорал использовался часто и многообразно как объект стилизации.

Сложилось понятие хоральности, которое обобщило жанровые признаки хорала:

- аккордовый склад;

- неторопливое, размеренное движение;

- серьёзность характера.

При этом конкретное образное наполнение варьировалось в широких пределах. Хоральность служила олицетворением:

рока (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского);

средством воплощения возвышенного («Прелюдия, хорал и фуга Франка»);

иногда, являясь выражением духовного, святости, (оперы «Тангейзер», «Парсифаль» Р.Вагнера);

изредка становилась основой гротескных образов - (финал Фантастической симфонии Берлиоза);

или сатирических (пение иезуитов в «Сцене под Кромами» из «Бориса Годунова» М. Мусоргского).

В музыке XX века хорал и хоральность продолжают оставаться средством воплощения главного образа сурового аскетизма (1-я часть «Симфонии псалмов» Стравинского), одухотворённости (идеально-возвышенный заключительный хор из 8-й симфонии Малера). Хорал композиторами ХХ века может использоваться, как таинственная и колоритная характеристика времени и места действия (прелюдия «Затонувший собор» К.Дебюсси), как основа музыкального образа, выражающего жестокость, беспощадность («Крестоносцы во Пскове» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева).

Выводы. Одним из самых выдающихся деятелей эпохи Барокко является фигура И.С.Баха. Наследие И.С.Баха включает сочинения для солистов, хора, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Продолжая традиции, Бах использовал полифонию, как основное выразительное средство, но самые сложные контрапунктические построения у него опираются на ясную гармоническую основу. Основная структурная композиция у И.С. Баха - это симметрично концентрическая форма.

Одной из самых весомых областей в творчестве композитора является область вокальной музыки. Бах затронул все жанры, пожалуй, кроме оперы: мессу, ораторию, мотет, хорал, пассион, магнификат. Как видим, все эти произведения по преимуществу духовные, они были частью богослужений. Композитор выступил новатором во всех перечисленных жанрах. В кантате И.С. Бах более широко, чем предшественники подошел к ее содержанию, обогатил круг выразительных средств. В мотетах Баха исследователи отмечают мастерство контрапунктического мастерства, красочность и богатство «вертикали». И.С. Бах довел искусство обработки хоралов до высочайшего совершенства. Хорал является образно-содержательным стрежнем многих духовных сочинений композитора. Главными в вокальном творчестве композитора являются крупные жанры - кантаты, оратории, но хорал оказал влияние не только на творчество И.С. Баха, но и на музыкальное творчество последующих эпох. Изучение хоральных композиций расширяет наши представления о творческом процессе великого композитора, жанровых особенностей хорала.