logo search
"Заповит" Рейнгольда Глиэра: стилистические особенности

3) периодические издания.

1.1 Монографии и статьи

О жизни и творчестве композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра написано много литературы. Особый интерес представляют два тома книги «Р.М. Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы» (под редакцией Д.М. Персона) Р.М. Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы: в 2 т. - Т. 1-2. - М.: Музыка 1965, 1967.. В ней собраны воспоминания родных, друзей, коллег, учителей и учеников Рейнгольда Морицевича, что позволяет в подробностях представить его характер, привычки, и, что особенно важно, сам процесс работы композитора. Кроме того, в книге представлены некоторые статьи Глиэра.

Основной пласт литературы о композиторе составляют монографии И. Бэлзы Бэлза И. Рейнгольд Морицевич Глиэр / И. Бэлза. - М.: Сов. композитор, 1962. - 63 с. - (В помощь слушателям народных университетов культуры. Беседы о музыке)., З. Гулинской Гулинская З. Рейнгольд Морицевич Глиэр / З. Гулинская. - М.: Музыка, 1986. - 316 с., М. Петровой Петрова Н.Е. Рейнгольд Морицевич Глиэр. (1875-1956). Краткий очерк жизни и творчества: книжка для юношества / Н.Е. Петрова. - Л.: Музгиз, 1962. - 118 с., К. Сеженского Сеженский К., Р.М. Глиэр. Краткий очерк жизни и творчества / К. Сеженский. - 2_е изд. - М., 1940. - 52 с.. Исследованием симфонического творчества Р.М. Глиэра занималась М. Леонова. Её статья «Симфоническое творчество Р.М. Глиэра» Леонова М. Симфоническое творчество Р.М. Глиэра // Рейнгольд Морицевич Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы: в 2 т. - Т. 2. - Л., 1966. и справочник-путеводитель «Симфонические произведения Р.М. Глиэра» Леонова М. Симфонические произведения Глиэра: справочник-путеводитель. - М., 1962. - 62 с. являются самым подробным исследованием в этой сфере.

Однако основными объектами творчества Рейнгольда Морицевича, представленными во всех вышеупомянутых работах, являются, прежде всего, балеты («Красный мак», «Медный всадник», симфоническая картина-балет «Запорожцы»), оперы («Шахсенем», «Гюльсара», «Лейли и Меджнун»), симфония №3 «Илья Муромец», Концерт для арфы, а также Концерт для голоса с оркестром.

О симфонических поэмах, в частности о поэме «Заповит», написаны самые основные факты, такие как время создания, премьера, программа, краткий анализ. Кроме того, информация, которой оперировали практически все критики, обратившиеся к шевченковской поэме не всегда полная и достоверная.

1.2 Эпистолярное наследие

Особенно помогла в выявлении фактологических ошибок опубликованная в 2002 году переписка Рейнгольда Морицевича со своим учеником и другом Борисом Лятошинским Лятошинський Б. Епістолярна спадщина : у 2 т. - Т. 1 : Борис Лятошинський - Рейнгольд Глієр. Листи (1914-1956) / розшифр., упор. вступ. ст., комент. та прим. М. Копиці; ред. О. Голинська; гол. консульт. і хранитель архіву Б. Лятошинського І. Царевич. - К., 2002. - 768 с.. Так, музыковеды писали о том, что Р. Глиэром было сделано две редакции симфонической поэмы «Заповит» (1939/1941), хотя в письмах композитора речь идет о трёх редакциях. Кроме того, выяснилось, что вторая редакция была сделана композитором гораздо раньше и впервые в этой редакции произведение прозвучало не 17 сентября 1941 года по Московскому радио (как указано в статье М. Леоновой Леонова М. Симфоническое творчество Р.М. Глиэра // Рейнгольд Морицевич Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы: в 2 т. - Т. 2. - Л., 1966. - С. 45.), а 17 октября 1939 года в Киеве.