logo search
KhD-111

Тема 4. Возникновение русской оперы. Особенности хоровых сцен в операх русских композиторов доглинкинского периода

Влияние западноевропейской композиторской практики и исполнительской эстетики на развитие русской композиторской школы.

Создание первых «опер». Жанровая специфика хоровых сцен первых русских опер и вокально-симфонических произведений. Фольклор как интонационная основа хоровых номеров в произведениях Е. Фомина, А. Пашкевича. Европейские приемы голосоведения, виды хоровой фактуры в сочинениях Д. Бортнянского, О. Козловского, К. Кавоса, С. Дегтярева. Усиление драматургической роли хора и лирического начала в операх А. Верстовского.

Литература

  1. Асафьев Б. Об опере. Л., 1977.

  2. Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. Л., 1979.

  3. Глумов А. Музыка в русском драматическом театре. М., 1955.

  4. Гозенпуд А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. Л., 1959.

  5. Доброхотов Б. А. Н. Верстовский и его опера «Аскольдова могила». М., 1962.

  6. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.

  7. Протопопов В. Полифония в русской музыке XVII – начала ХХ в. // Исто-рия полифонии. Вып. 5. М., 1987.

  8. Рабинович А. Русская опера до Глинки. М., 1948.

  9. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. Т. 1. М.; Л., 1928.