Тема 4. Возникновение русской оперы. Особенности хоровых сцен в операх русских композиторов доглинкинского периода
Влияние западноевропейской композиторской практики и исполнительской эстетики на развитие русской композиторской школы.
Создание первых «опер». Жанровая специфика хоровых сцен первых русских опер и вокально-симфонических произведений. Фольклор как интонационная основа хоровых номеров в произведениях Е. Фомина, А. Пашкевича. Европейские приемы голосоведения, виды хоровой фактуры в сочинениях Д. Бортнянского, О. Козловского, К. Кавоса, С. Дегтярева. Усиление драматургической роли хора и лирического начала в операх А. Верстовского.
Литература
Асафьев Б. Об опере. Л., 1977.
Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. Л., 1979.
Глумов А. Музыка в русском драматическом театре. М., 1955.
Гозенпуд А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. Л., 1959.
Доброхотов Б. А. Н. Верстовский и его опера «Аскольдова могила». М., 1962.
Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.
Протопопов В. Полифония в русской музыке XVII – начала ХХ в. // Исто-рия полифонии. Вып. 5. М., 1987.
Рабинович А. Русская опера до Глинки. М., 1948.
Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. Т. 1. М.; Л., 1928.
- Министерство культуры республики беларусь
- История русской хоровой музыки
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание курса Тема 1. Древнерусское хоровое искусство
- Литература
- Гарднер и.Богослужебное пение русской православной церкви. Сергиев Посад, 1998.
- Тема 2. Формирование и развитие русского партесного кон- церта XVII – первой трети XVIII в.
- Литература
- Тема 3. Русский классический хоровой концерт xviiIв.
- Тема 4. Возникновение русской оперы. Особенности хоровых сцен в операх русских композиторов доглинкинского периода
- Тема 5. Хоровая драматургия в русской опере хiх–хх вв.
- Литература
- Тема 6. Хоровая драматургия опер м. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»
- Протопопов в.Полифония в русской музыкеXvii– начала хх в. // Исто-рия полифонии. Вып. 5. М., 1987.
- Тема 7. Роль а. Даргомыжского в развитии русской хоровой музыки
- Даргомыжский а.Избранные письма. М., 1959.
- Тема 8. Опера «Князь Игорь» а. Бородина
- Литература
- Тема 9. Хоровые сцены в сказочно-эпических операх н. Римского-Корсакова
- Тема 10. Хоровые сцены в исторических операх н. Римского-Корсакова. Кантаты и хоровые сочинения a cappella
- Тема 11. Хоровой речитатив в русской музыке хiх–хх вв.
- Ментюков а. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке хх века: Опыт типологического анализа. М., 1986.
- Тема 12. Особенности драматургии хоровых сцен в операх м. Мусоргского
- Хубов г.М. Мусоргский. М., 1969.
- Тема 13. Драматургическая роль хора в операх п. Чайковского
- История русской музыки: в 10 т. Т. 8. М., 1994.
- Тема 14. Многообразие использования фольклорных[ жанров в русской хоровой музыке
- Тема 15. Многообразие жанров в русской хоровой музыке a cappella конца XIX – начала XX в.
- Тема 16. Вокально-симфоническое творчество русских композиторов
- Тема 17. Хоровая фактура и особенности хоровых сочинений a cappella c. Танеева, с. Рахманинова
- Алексеев а.С. В. Рахманинов: Жизнь и творчество. М., 1954.
- Тема 18. Разнообразие принципов многохорности в русской хоровой музыке
- Литература
- История русской хоровой музыки