logo
KhD-111

Тема 12. Особенности драматургии хоровых сцен в операх м. Мусоргского

Интонационные истоки «народности» музыкального языка и основы стиля М. Мусоргского (крестьянская, бытовая, церковная /в т. ч. старообрядческая/ песенность, колокольность).

Драматургические принципы развития хоровых сцен, особая трактовка образа народа как главного действующего лица в операх Мусоргского.

Качественно новый, диалогизированный хоровой речитатив «Бориса Годунова» и песенно-распевный мелос «Хованщины».

Композиционная структура трех симфонических («Царь Эдип»,«Поражение Сеннахериба», «Иисус Навин»), хоров, особенности гармонии, мелодики и ритма.

Оценка творчества Мусоргского как композитора-новатора, предвосхитившего музыку XXв.

Литература

  1. Запорожец Н. Оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского. М., 1966.

  2. Ивакин М. Хоровое творчество М. Мусоргского. М., 1969.

  3. Лицвенко И. Основы стиля хоровой музыки М. Мусоргского // Вопросы русской и советской хоровой культуры: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 23. М., 1975.

  4. М. П. Мусоргский и музыка XX века. М., 1990.

  5. Оголевец А. Вокальная драматургия М. Мусоргского. М., 1966.

  6. Ручьевская Е. «Хованщина» Мусоргского как художественный феномен: к проблеме поэтики жанра. СПб., 2005.

  7. Слонимский С. Свободный диссонанс. Очерки о русской музыке. СПб., 2004.

  8. Фрид Э. Прошлое, настоящее, будущее в «Хованщине». Л., 1974.