logo
KhD-111

Тема 11. Хоровой речитатив в русской музыке хiх–хх вв.

Истоки хорового речитатива (плачи, былины, псалмодия, партесный концерт, опера). Проблема речитатива в русской оперной эстетике XVIII–XIXвв.

Черты хорового речитатива в операх М. Глинки, А. Даргомыжского: национальный склад мелодики, песенность, слитность с другими оперными формами, близость бытовому говору. Диалогизация и персонификация хора в операх М. Мусоргского. Типовой склад хорового речитатива в операх Н. Римского-Корсакова. Смена структурных типов речитатива в контексте драматургии опер П. Чайковского.

Новые формы вокального интонирования в хоровой музыке ХХ в.: sprechgesang, мелодекламация, ритмодекламация и др.

Самостоятельность хорового речитатива в советской опере (Д. Шостакович, С. Прокофьев, Р. Щедрин).

Литература