II. Технологические основы и формы песни:
Лады, Ритм, Структурные формы , Гармония -их взаимообусловленность и этапы развития. Песенный текст в его отношении к напевной стороне песни.
А. ЛАДЫ, Влияние лада на художественный образ песенной мелодии.
Виды ладовых систем и ладозвукорядов:
а) пентатонные - в диапазоне "незаполненных": кварты (трихорд), квинты ( "квинтовый тетрахорд"), сексты и септимы (полный пентатонный ладозвукоряд). Устои и полу устои указанных диапазонов. Ритм и метр мелодий с пентатонной основой. Объем и структура форм пентатонных мелодий. Связь формальных элементов мелодики с тематикой содержания и национальной принадлежностью песен этой страны. Образцы песен: монгольских, бурятских, башкирских, казанских татар, чувашских, марийских, мордовских, русских, белорусских, украинских, скандинавских, англо-сакских и др. народов Запада.
б) Диатонические - в ладозвукорядах: дооктавного диапазона -в объеме от терции до септимы, октавных - античной, средневековой и позднейших формаций, с хроматизацией отдельных ступеней ("переменные лады"), восточных или арабских - персидских и современных мажоро-минорных. Образцы песен разных наций на все виды ладозвукорядов.
Б. МЕТР и РИТМ в песне с диатонический ладовой основой.
Метры: простые 2-х, 3-х. и 4-х-дольные, сложные 4-х и б-ти-дольные, сложные несимметричные - 5-ти, 7-ми и 9-ти-дольные, смешанные.
Ритм: характерные виды ритмофигур в песнях: польской, чувашской, кавказских наций, русской, испанской, немецкой и др. Образцы на все указанные виды метроритма.
В. СТРУКТУРНЬЕ ФОРМЫ песенных мелодий: одночастная, 2-хчастная – в объеме фразы из двух мотивов равномерных или, наоборот, разномерных по числу метрических единиц, 3-хчастная - в объеме подобных же мотивных объединений, периодическая простая -2-х и 3-х. частная квадратная и несимметрическая, и строфная - в виде периода из 4 -5 и более фраз, с зачатками "классической" 2-х и 3-х-частной формы. Циклические формы типа старинных "рондо" в виде объединения ряда песен, приуроченных к одной общей теме (Обрядово-свадебные или похоронного ритуала, хороводные -сборные, собственно-хороводные и плясовые по окончании игры, и т.п.).
Г. ГАРМОНИЯ в песне русской. (украинской и белорусской ), туркменской и грузинской. Формы выявления гармонической основы в песенной мелодии, виды аккордов и системы (терцовая и квартово-секундовая), их построения, функциональность, форма каденций. Параллелизм созвучий квартовых, квинтовых, унисонных и октавных. Исон и остинатный бас в грузинской песне; Полифонизм и его своеобразные формы в песне русской (подголоски) и грузинской (принцип антифонии в дуэте верхних голосов, при полной самостоятельности басового голоса, и др.). Образцы.
Д. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПЕСНИ, по сравнению с "общей" музыкой: применение ладозвукорядов вышедших из практики общей музыки, широкое применение смешанного метра, а также и несимметричного 5-ти, 7-ми и 9-тидольного, применение "зачаточных" структурных форм, притом - нередко равномерных по числу метрических единиц, применение аккордов квартово-секундового построения, свободное допущение параллелизма квартовых и квинтовых созвучий, равно как и 3-хзвучных аккордов.
2-й ОТДЕЛ
- От сотавителя
- А.В.Никольский
- Вопрос 2-й: Литература данного тематического жанра (Оратории, кантаты и т.П.)
- Вопрос 3-й: Данное произведение данного композитора..
- Вопрос 4-й: Литература и хоровой стиль данного композитора во всей совокупности его произведений для хора.
- Вопрос 5-й: а) Хоровая литература хiv-хvi вв.
- Вопрос 6-й; Современная хоровая литература Запада и ссср.
- К.Б.Птица предисловие
- А.В. Никольский
- Жанровые виды и тематика песни.
- II. Технологические основы и формы песни:
- III. Принципы и типы обработки песен для хора.
- Образцы песен ссср в обработке для хора.
- V. Песни западных народов.
- III. Технологические основы и формы песни.
- Программа
- IX. Романтический реализм и народнические течения
- I. Оратория:
- 2, Кантата (духовная и светская),
- 3. Месса и реквием.