К.Б.Птица предисловие
к книге "Материалы к курсу хоровой литературы" проф. А.В.Никольского
А.В. Николский принадлежит к числу выдающихся деятелей хоровой русской культуры. Имя его получило широкую и заслуженную известность в области хоровой педагогики, композиции, музыкальной публицистики и этнографии. Великолепный музыкант - ученик С.И. Танеева, А.А. Ильинского и В.С. Орлова, страстно любящий хоровое искусство, обладающий так же солидным гуманитарным образованием, одаренный оратор и прекрасный педагог, он оказал заметное влияние на несколько поколений советских хоровиков. А.В. Никольский родился в 1874 г. в Пензенской губ. (умер в 1943 г.). Окончил духовную семинарию. Пел в известном хоре А.В. Касторского. (не верно – пел в Московском Синодальном хоре под управлением В.С. Орлова – прим. Л.А. Никольского). В Начале девяностых годов переехал Москву, где за сравнительно короткое время прошел полный курс Синодального училища и успешно окончил экстерном. Вскоре он поступил в Московскую консерваторию, в класс С.И. Танеева, где учился 3 года, а затем перешел на отделение теории композиции в Высшее филармоническое училище, которое окончил по классу А. Kopeщенко, с званием свободного художника.
Вскоре А.В. Никольский стал известен, как один из наиболее одаренных и образованных композиторов в области хоровой музыки. Ему принадлежит большое количество преимущественно духовных сочинений, а так же произведений инструментальной музыки. Особой известностью пользовались его превосходные обработки русских народных песен ("Звонили звоны", "На горе, горе петухи поют" и др.). Одновременно с творческой деятельностью, А.В. Никольский преподавал в Синодальном училище Фугу, контрапункт и другие муз.- теоретические предметы.
Еще в дореволюционное время широко развернулась его общественно-музыкальная деятельность, а также публицистическая деятельность; он инспектирует профессиональное состояние хоров Синодального ведомства, организует и проводит съезды русских хоровых деятелей, организует курсы повышения квалификации хоровых дирижеров, участвует в музыковедческих отделениях этнографических комиссий.
А.В. Никольский публикует в дореволюционных изданиях музыкальных газет и журналов множество статей, очерков и самых различных, материалов по вопросам хopoвого просвещения, образования, исполнительства, по истории хорового пения в России. Особенное внимание он уделял состоянию преподавания пения в общеобразовательной школе и тяжелому положению учителей ведущих этот предмет. В различные годы им изданы работы: - "Голос и слух хорового певца", "Энциклопедия школьного пения в практических примерах с текстом и без него", "Общие теоретические вопросы хорового пения (светского и церковного)”, "Крюковая система и ее значение", "Формы русского церковного пения", "Краткий очерк церковного пения в период с I по X вв.", "Вопросы школьного пения", биографические очерки о С.В. Смоленском, В.С. Орлове, А.Д. Кастальском.
После Великой Октябрьской Революции, А.В. Никольский всецело посвятил свои знания и силы созданию новой, советской хоровой культуры. Его авторитет особенно упрочился в послереволюционное время, в период организации ГИМН"а - научно-исследовательского учреждения, объединяющего и видных музыкантов и талантливую молодежь - аспирантов.
В числе педагогов одного из первых Советских музыкальных учебных заведений - Хоровой Академии, основанной на базе Синодального училища, мы находим имя Александра Васильевича Никольского. Он один из первых начал преподавать во вновь организованных музыкальных учебных заведениях: в муз. техникумах им. Октябрьской Революции, им. Глазунова, Рубинштейна, а затекм в Народной Консерватории и в техникуме при консерватории. С 1928 года Александр Васильевич Никольский работал в Московской Государственной консерватории. Преподавательская деятельность на кафедре хорового дирижирования стала главным делом его жизни. Вместе со своими друзьями - выдающимися хоровыми дирижерами и педагогами -Н.М. Данилиным, П.Г. Чесноковым и А.В. Александровым, Александр Васильевич Никольский явился одним из зачинателей высшего хорового дирижерского образования, организатором первой кафедры хорового дирижирования в стране.
Около двадцати лет он был профессором Московской Государственной консерватории и за эти годы зарекомендовал себя, как выдающийся теоретик дирижерско-хорой специальности. В разные годы Александр Васильевич вел у дирижеров хоровиков различные предметы: Хоровую Литературу, Народную песню, Методику преподавания муз. теории и хор. аранжировку, анализ музыкальных форм. Профессор Никольский в сущности создал эти предметы, не существовавшие в том виде, как это требовалось в советской консерватории.
Особенно значительным в этом цикле был курс хоровой литературы. Александр Васильевич Никольский - отличный мастер и педагог умел увлекательно нарисовать яркую картину последовательного исторического развития хоровой культуры, дать правильную оценку тому или другому явлению, целой эпохе, жанру, композитору и заставить студентов проникнуться красотой и величием созданий истинного искусства. Александр Васильевич обнаруживал в хор. литературе свою огромную эрудицию и был авторитетом, пользовался всеобщим признанием. Этот предмет был наиболее любимым студентами. .... Он был составителем первых учебных программ по хоровой литературе, исчерпывающе подробных, глубоко продуманных, и с каждым годом стремился к их совершенствованию.
...Многое из этих материалов утрачено. Однако, сохранился основной вариант программы по хоровой литературе. Он был представлен мне покойным товарищем А.М. Покровским вместе с конспектом лекций по хоровой литературе, прочитанных на дирижерско - хоровом факультете в 30-е годы. Этот конспект А.В. Никольский вручал своим слушателям студентам, оканчивающим консерваторию, для _использования в их последующей педагогической деятельности
Приведенные материалы представляют определенный интерес для хоровиков и как практически полезные пособия и как документы, свидетельствующие о большой и несомненно плодотворной работе наших замечательных предшественников.
25 декабря 1968 г. К. Птица
- От сотавителя
- А.В.Никольский
- Вопрос 2-й: Литература данного тематического жанра (Оратории, кантаты и т.П.)
- Вопрос 3-й: Данное произведение данного композитора..
- Вопрос 4-й: Литература и хоровой стиль данного композитора во всей совокупности его произведений для хора.
- Вопрос 5-й: а) Хоровая литература хiv-хvi вв.
- Вопрос 6-й; Современная хоровая литература Запада и ссср.
- К.Б.Птица предисловие
- А.В. Никольский
- Жанровые виды и тематика песни.
- II. Технологические основы и формы песни:
- III. Принципы и типы обработки песен для хора.
- Образцы песен ссср в обработке для хора.
- V. Песни западных народов.
- III. Технологические основы и формы песни.
- Программа
- IX. Романтический реализм и народнические течения
- I. Оратория:
- 2, Кантата (духовная и светская),
- 3. Месса и реквием.