logo
Хоровая литература (пособие)

IX. Романтический реализм и народнические течения

в оперно-хоровой литературе второй половины XIX в.

а) В творчестве "Могучей кучки".

Мусоргский. (6 часов), оперы: "Борис Годунов", "Хованщина", хоры: "Иисус Навин", "Поражение Сеннахериба", "Саламбо", "Эдип".

Бородин. (4 часа). Опера "Князь Игорь".

Р.-Корсаков.(8 часов). Оперы: "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка", "Ночь перед Рождеством", "Млада", "Садко", "Царь Салтан", "Царская невеста", "Китеж", "Пан-воевода".

ПРИМЕЧАНИЕ: Хоровые номера из опер прорабатываются в порядке группировок :

а) Образцы народной песни - подлинной (в обработке), стилизованной и творчески-оригинальной (например "Ой, не буйный ветер")

б) Свободное творчество в характере народно-песенной тематики.

в) Хоры с ладово-диатонической мелодикой и гармонией.

г) Оригинальные сочинения на основе обще-европейской гармонии, контрапункта и структурных форм.

д) Массовые сцены и хор.

е) Хоры с широкой и сложной партитурой.

ж) Хоры с применением исключительных видов метра.

з) Хоры в классически-строгих и "свободных" формах.

б). В творчестве русских композиторов западной ориентации.

Рубинштейн» (2 часа). Оперы: "Демон", "Дети степей", "Маккавей" (восточный стиль).

Серов. {2 часа). "Юдифь" (хор-фуга и хор голодающих). "Рогнеда": хор жертвоприношения Перуну, хор девушек, сцена странника с хором. "Вражья сила": некоторые номера.

Чайковский. (б часов). Оп."Опричник": хоры «Камо от грехов утаился», "Слава доброму молодцу" (сцена клятвы), оп. "Мазепа": сцена причитания матери, сцена перед казнью и др., оп. "Черевички": хор «Выросла у тына» хор русалок, полонез. «Снегурочка» - все семь номеров. "Евгений Онегин" - хор и пляска крестьян, хор девушек, "Пиковая дама": хор гуляющих в летнем саду, хор певчих, хор пастухов и пастушек, хоры в игорном доме.

IV-Й КУРС

А. ОРАТОРИЯ, КАНТАТА и МЕССА. - как "Формы и стиль".