Программа
ПО ХОРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Ш Ш, 1У и У-го КУРСОВ ХОРКАФЕДРЫ
МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ.
(1934- 1940 гг.)
,
Ш-й курс А. Западная литература: I) Хоровые формы полифонического и гармонического (100 час.) стилей эпохи ХУ-ХУК вв.,
2) Оперные хоры - от начала ХУП-го до средины XIX вв. включительно; 3) Хоры в драме и самостоятельные (неприкладные) "хо ровне песни" той же эпохи.
Б. Русская опернр-хоровая литература - с половины ХУШ до конца XIX века.
1У~й курс А. Оратория, кантата и месса ХIII - XIX вв.
(100 часов) Б. Западная оперно-хоровая литература 2-й половины XIX века.
У-й курс А. Крупнейшие произведения мировой хорлитературы "ораторного" стиля ХУШ - XIX вв.
( 50 часов) Б. Современная музыка Запада.
В. Оперные и симфонические хоры в творчестве советских композиторов.
Ш-й КУРС .
А. Западная литература (до средины XIX века).
1. Стиль вокальной полифонии ХУ - ХУП вв. (8 часов). . 1
I. "Светский"жанр: Песня и Мадригал. Образцы "Песни" по произведениям Г.Финка, Л. Зейфля, У. Бёрда, Жоскен де-Пре и др. "Мадригалы" Л. Моронцио, А. Вилларта, О. Лассо, Эккарда и т.п.
2. "Культовый" жанр: мотет, псалом, месса. Образцы из сочинений Г. Дюфе, Я. Обрехта, Ф.Толлис, Жоскен де-Пре, Ж.. Муто, П. Мулы, 0. Лассо, Палестрины, Лотта и проч.
3. Образцы стиля "школ" и их главнейших представителей, нидерландской или франко-фломандской (Ж. де-Пре и 0. Лассо), венецианской (Виллаерт и Дж. Габриелли), немецкой (Галлус), испанской (Моралес), английской (Ф.Таллис), . ^
П. Гомофонэо-гармонический стиль ХУ1 - ХУП вв. -( 2 часа).
а) Песни, мадригалы, рондо, фротоллы, вилланеллы, баллады, каччио 0.Лассо, К. Жанекена, Клода Лежен, Ж.. Аркаде, Г. Костена, Гирардело.
б) Образцы культового жанра из сочинений Палестрины, Жоскен де-Пре, Аркаделя.
Ш. Оперные хоры в смешанном полифонно-гармоническом стиле ХУП-го века (4 часа).
Монтеверди- Опера "Орфей". Хор пастухов, хорал "О, несчастье, судьба роковая" и три хора из 4-го действия.
Ж.Б. Люлли - Опера "Кадм и Гермиона". Хоры: "Будем весело жить" (сцена из 1-го действия) и финальный из оперы "Тезей" "Мы свободны". .
Перселл.- Опера "Дидона и Эней", хор ведьм и др.
1У. Оперно-хоровое творчество классиков ХУШ века.
Рамо, Глюк, Моцарт. (8 часов)
Ж.Ф.Рамо. Опера "Ипполит и Арсия": Хор-гавот, хоры жрецов, свиты Плутона, Парок, обитателей лесов.
Опера "Кастор и Поллукс": Хор спартанцев над могилой царя, хор " "Как торжествует преисподня" и др.
Опера "Дарданус": Хор смертных, магов, хор фригийцев с танцем.
ГЛЮК . Опера "Орфей" -все хоры. Из .опер "Альцеста" и "Ифигения в Авлиде" - по 1-2 хора. Из оперы "Ифигения в Тавриде": хоры жриц, первый и второй хоры скифов, хор эвминид, гимн Латоне, и хор финальный.
Моцарт. Опера «Идоменей»: двойной хор (канон) и финальный (чаконна) из 1-го действия; хор моряков, хор "Бегите, спасайтесь" из П-го действия и финальный из Ш-го действия.
Опера "Похищение из сераля": Хоры янычар и финальный.
Свадебные хоры их опер "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан".
Опера "Милосердие Тита" - финальный хор 1-го акта, торжественный хор при выходе Тита, хоры №№ 5, 24 и 26.
Опера «Волшебная флейта»: хоры жрецов (№№ 11 и 19) и финальный.
У. "Классический"стиль с элементами музыкальной романтики,
во вне оперном творчестве конца ХУШ и нач. XIX века.
Бетховен. "Фиделю".- 4 номера.
Гайдн. . "Времена года": хоры №№ 6, 19, 23, 29, 31, 34.
Бетховен. (6 часов): "Морская тишь" и счастливое плавание", "Как славят Бога небесные силы". Хор к драме "Афинские развалины".Гимны и песни Великой Французской Революции (2 часа)
У1. Оперные и другие хоры в стиле "музыкального романтизма"
(эпохи реставрации и до 50-60 гг. XIX века).
а) Итало-французская литература (4 часа)
Керубини - хор из оперы "Водовоз" и "Медея".
Спонтини - Хоры из опер "Весталка" и "Кортец".
Россини -хоры из оперы "Вильгельм Телль".
Беллини. - Хоры из оп."Норма".
Доницетти. " " "Лукреция Борджиа",
Обер. " " "Немая из Поршичи" ("Фенелла").
Мейербер. " " "Роберт Дьявол", "Гугеноты", "Пророк".
(по одному номеру каждого автора).
б) Немецкая литература. (10 часов).
Вебер. хоры из опер "Прециозо", "Фрейшютц", "Оберон".
Шуберт – Xоры к драме Розамунда".
— ,, — Квартеты на 4 - 8 голосов.
Мендельсон. Хоры из музыки к "Сон в летнюю ночь".
-"- хоры из щшяа 48 смешанных хоров.
Шуман. Хоры и песни для смешанных, и однородных голосов - опус 55, 59, 57, 115 и др.
Вагнер. Хоры из опер "Риенци", "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин".
Б. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА с ХУШ до конца XIX вв.
УЛ. Хоровые формы и стили в творчестве русских композиторов
с конца ХУП до 30-х годов XIX века. (2 часа).
а) канты и культовые многоголосные сочинения (Титов, Бавыкин) конца ХУП и первой четверти ХУШ века.
б) Стиль псевдо-народной песенности в оперной музыке Фомина, Матинского и Сарти-Пашкевича (ХУШ в.)
в) Придворный стиль в творчестве Козловского и др.: Полонез-гимн "Гром победы раздавайся".
г) Итальянский стиль в культовой (Березовский, Бартнянский), и светской хоровой композиции начала XIX-го века.
Заключительный хор-фуга из оратории "Минин и Пожарский" Дехтерева.
УШ. Оперно-хоровая литература первой половины XIX века.
Верстовский, Глинка, Даргомыжский. (8 часов).
Верстовский. Опера "Аскольдова могила": хоры 'Гой, ты Днепр", "Ой, подруженьки" и др.
Глинка. Опера "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". Хоры: а) широкого письма в обще-европейском "классическом" оперном стиле, б) с национальным колоритом - русским, польским, финским и восточным, в) с отражением влияний современных Глинке течений Западной музыки. Даргомыжский. Опера "Русалка": все шесть хоров, трио и квартеты а-капелла.
- От сотавителя
- А.В.Никольский
- Вопрос 2-й: Литература данного тематического жанра (Оратории, кантаты и т.П.)
- Вопрос 3-й: Данное произведение данного композитора..
- Вопрос 4-й: Литература и хоровой стиль данного композитора во всей совокупности его произведений для хора.
- Вопрос 5-й: а) Хоровая литература хiv-хvi вв.
- Вопрос 6-й; Современная хоровая литература Запада и ссср.
- К.Б.Птица предисловие
- А.В. Никольский
- Жанровые виды и тематика песни.
- II. Технологические основы и формы песни:
- III. Принципы и типы обработки песен для хора.
- Образцы песен ссср в обработке для хора.
- V. Песни западных народов.
- III. Технологические основы и формы песни.
- Программа
- IX. Романтический реализм и народнические течения
- I. Оратория:
- 2, Кантата (духовная и светская),
- 3. Месса и реквием.