logo
Хоровая литература (пособие)

Образцы песен ссср в обработке для хора.

а) Образцы обработки 1-го типа ("гармонизация в тесном смысле):

Песни чувашские - С. Максимова; киргизские и грузинские - Н. Кленовского; белорусские - Терауского, Равенского, Никольского; украинские - Артемовского, Рубца; русские - Кашина, Соколова, Воротникова.

б) Обработки 2-го типа (с использованием имитационного контрапункта): чувашские - Кривоносова ("Посевная"); марийские - Я. Эшпая (Три песни"); белорусские - Аладова, Ип.-Иванова, Гречанинова; украинские - Кошица, Лысенко. русские - Орлова В. (№ 7 из сб-ка "9-ть хоров"), Егорова ("Уж ты сад"), Александрова (Горы"), Никольского ("На горе-горе"), и др.

в) Обработки 3-го типа (методом подголосков в народной гармонии): мордовсвие - Никольского А. Лобачева ; белорусские - Аладова, Туренкова, Прохорова; украинские - Леонтовича, Козицкого, Верниковского, Степового, Демуцкого и др; русские – Мусоргского, Р.-Корсакова, Лядова, Орлова В., Архангельского, Кастальского (''Сельские работы" и др. ); Пащенко ("5 песен"), П.Чеснокова и мн. др.

г) Обработки 4-го типа (в стиле свободной полифонии и расширенного многоголосия): татарские - А. Егорова (сюита "Газиза"), башкирские - (его же песня-сюита "Бурун-бай"), киргизские-(его же, 4 хора), молдавские - Корчинского ("Чебан"); белорусские - Никольского ("Летели гуси"), украинские - Козицкого ("8 прелюдий и др.), русские - Р.-Корсаков ("Татарский полон", "Старая песня '), Гречанинова ("Лен"), Пащенко ("Сюита из 4-х песен"), Александрова А., Никольского, Евсеева, Чеснокова и др.

д) Образцы гармонизации, свободной обработки и оригинального творчества в песенном стиле разных наций; из оперной литературы русских композиторов: Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Р.-Корсакова, Чайковского, Рубинштейна, Ип.-Иванова и др.