IX. Романтический реализм и народнические течения
в оперно-хоровой литературе второй половины XIX в.
а) В творчестве "Могучей кучки".
Мусоргский. (6 часов), оперы: "Борис Годунов", "Хованщина", хоры: "Иисус Навин", "Поражение Сеннахериба", "Саламбо", "Эдип".
Бородин. (4 часа). Опера "Князь Игорь".
Р.-Корсаков.(8 часов). Оперы: "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка", "Ночь перед Рождеством", "Млада", "Садко", "Царь Салтан", "Царская невеста", "Китеж", "Пан-воевода".
ПРИМЕЧАНИЕ: Хоровые номера из опер прорабатываются в порядке группировок : а) Образцы народной песни - подлинной (в обработке), стилизованной и творчески-оригинальной (например "Ой, не буйный ветер") б) Свободное творчество в характере народно-песенной тематики. в) Хоры с ладово-диатонической мелодикой и гармонией. г) Оригинальные сочинения на основе обще-европейской гармонии, контрапункта и структурных форм. д) Массовые сцены и хор. е) Хоры с широкой и сложной партитурой. ж) Хоры с применением исключительных видов метра. з) Хоры в классически-строгих и "свободных" формах.
|
б). В творчестве русских композиторов западной ориентации.
Рубинштейн» (2 часа). Оперы: "Демон", "Дети степей", "Маккавей" (восточный стиль).
Серов. {2 часа). "Юдифь" (хор-фуга и хор голодающих). "Рогнеда": хор жертвоприношения Перуну, хор девушек, сцена странника с хором. "Вражья сила": некоторые номера.
Чайковский. (б часов). Оп."Опричник": хоры «Камо от грехов утаился», "Слава доброму молодцу" (сцена клятвы), оп. "Мазепа": сцена причитания матери, сцена перед казнью и др., оп. "Черевички": хор «Выросла у тына» хор русалок, полонез. «Снегурочка» - все семь номеров. "Евгений Онегин" - хор и пляска крестьян, хор девушек, "Пиковая дама": хор гуляющих в летнем саду, хор певчих, хор пастухов и пастушек, хоры в игорном доме.
IV-Й КУРС
А. ОРАТОРИЯ, КАНТАТА и МЕССА. - как "Формы и стиль".
- От сотавителя
- А.В.Никольский
- Вопрос 2-й: Литература данного тематического жанра (Оратории, кантаты и т.П.)
- Вопрос 3-й: Данное произведение данного композитора..
- Вопрос 4-й: Литература и хоровой стиль данного композитора во всей совокупности его произведений для хора.
- Вопрос 5-й: а) Хоровая литература хiv-хvi вв.
- Вопрос 6-й; Современная хоровая литература Запада и ссср.
- К.Б.Птица предисловие
- А.В. Никольский
- Жанровые виды и тематика песни.
- II. Технологические основы и формы песни:
- III. Принципы и типы обработки песен для хора.
- Образцы песен ссср в обработке для хора.
- V. Песни западных народов.
- III. Технологические основы и формы песни.
- Программа
- IX. Романтический реализм и народнические течения
- I. Оратория:
- 2, Кантата (духовная и светская),
- 3. Месса и реквием.