logo search
Хоровая литература (пособие)

III. Технологические основы и формы песни.

Лады, ритм, структурные формы – их взаимообусловленность и этапы развития. Песенный текст и его отношение к напевной стороне песни.

А. ЛАДЫ.

Влияние лада на художественный образ песенной мелодии. Устои и полу устои указанных диапазонов. Ритм и метр мелодий с пентатонной основой. Объем и структура форм пентатонных мелодий. Связь формальных элементов мелодики этого жанра с тематикой содержания и национальной принадлежностью песенных образцов. Образцы песен: (здесь и в дальнейшем ориентировочно).

Монгольские и бурятские - см. сб-к Б. Башкуева.

Башкирские, Казанских татар – см. сб-к мелодии в сюитах "Буран-байи и "Газизам Егорова.

Чувашская - "Чувашская посевная' в обр. Кривоносова (мелодия), также 146 чувашских песен в зашей С. Максимова).

Марийские -"Три марийские песни" в обр. Я. Эшпая (мелодии).

Мордовские - "Ярьмя" и "Коллектив" в обр. Никольского (мелодии).

Русские - №№ 1 и 25 из Сб-ка Балакирева, 13 и 15 из Сб-ка Лядова, №№ 46, 50, 51, 71, 73, 84 из Сб-ка Р.-Корсакова,

Белорусские - №№ 23, 35 из cб-ка Здановича, «На горы жорау» -в oбр. Аладова.

Украинские – сб. Квитки «Золоти ключи».

2). Песни с ладовой основой строго диатонической:

а) в ладозвукорядах малого диапазона:

в терцовом: «Боярыня-куколка» (историч.), «Не всходи-ка ты, красно солнышко» (свадебн.), «Былина о птицах» и т.п.

в квартовом: «По утру ранешенько», «На горе лужок», «Не летай соловей» (см. «Этнографич. Сб-к» вып. 1-й, №№ 12, 38) и др.

в квинтовом: - Сб-к Балакирева №№ 8, 9, 17. Сб-к Лядова №№ 3, 4, 43. Сб-к Р.-Корсакова №№ 12, 20, 21, 41, 48, 52, 58.

б) – «среднего диапазона»: -

в секстовом: - Сб-к Балакирева №№ 18, 23, 24 и 40. Сб-к Лядова №№ 2, 8, 10, 18 и др. Сб-к Р.-Корсакова : №№ 16, 22, 69, 77.

в септимовом: - Сб-к Балакирева № 29, сб-к Лядова №№ 7, 9, 41. Сб-к Р.— Корсакова №№ 29, 86.

в) -в диапазоне октавы и большем: -

в ладах античной формации (членение звукоряда на квартовые и квинтовые отрезки, устои в точках раздела или связи этих отрезков): - Сб-к Балакирева №№' 11 и 26, Лядова №№ 19, 33, 89. Сб-к Р-Корсакова №№ 81, 61, 85, 93, 96.

в ладах позднейшей формации:

мажор натуральный - Сб. Лядова №№ 35, 40, 42.

мажор с малой септимой Сб. Лядова № 7.

минор натуральный - Сб. Балакирева №№ 7, 22, 32 и 36. Р.-Корсакова № 73.

минор с большой секстой - Сб-к. Здановича № 8 и др.

3.) Песни в «переменных» ладах (хроматизация отдельных ступеней: II, III, VI и VII)

Сб. Балакирева № 10, C6. Лядова № 30 и 6 (одноименного лада), Сб. Р.-Корсакова №№ 17, 18. Сб. Здановича №№ 11, 15 и 16. Сб. Шерфетдинова (крымские песни) №№ 3, 9, 32, 33 и др.

4) Песни в ладозвукорядах с увеличенной секундой (арабо-перс.):

Сб. украинских песен №№

Сб. Шерфетдинова №№ 11, 13, 15, 16 и мн. др.

3) Песни в церковно-обиходном ладу ( натуральное «си» внизу и по ниженное - вверху ) -Сб-к Балакирева № 14, Сб. Лядова № 21, Этнографический сб-к, вып. 2 «На седьмом-то году восьмой тысячи».

Б. МЕТР И РИТМ В ПЕСНЕ С ДИАТОНИЧЕСКОЙ ЛАДОВОЙ ОСНОВОЙ,.

  1. Метр: а) простой 2-х и 3-хдольный, а также 4-хдольный при одном акценте: Применение чрезвычайно широкое.

б) Сложные – 4-х и б-тидольное (4/4, 6/4 и 6/8):

Сб. Р.-Корсакова №№ 8, 11, 88.

в) Сложные несимметричные: 5-тидольные – тамже №№ 75, 76.

7-мидольные – тамже №№ 57, 77, 80.

9-тидольные – тамже

г) Смешанные: 3/4+ 4/4+ 5/4 – Сб. Лядова № 2

3/4+2/4+3/4+4/4, там .же № 3.

Другие виды смеш. метра см. Сб. Балакирева №№ 10, 20, 30, 32

Сб. Р.-Корсакова «» 72, 92, 34, 2,63.

Примечание: 7-ми и 9-тидольные метры в песнях Крымских татар имеет исключительно частное применение. См. Сб-к Шерфетдинова.

  1. Ритм. Характерные для песни некоторых национальностей – виды ритмофигур:

а) польский – в 3-хдольном метре (3/4, 3/8) продление два 1-й доли такта при равенстве каждой из последующих долей (2 и 3-й) одному тактовому времени.

б) чувашской и других наций особенно в песнях кавказских наций – в сложном 6-тидольном метре (6/8) стяжение в одну длительность 2-й и 3-й доли- первой триоли с последованием (тотчас же) второй триоли при стяжении уже 1-й и 2-й долей, или обратно.

в) В песне Кавказских наци:й (кроме указ.) – пунктуация 2-й доли 3-хдольного метра, а также частое применение ритма триолей.

г) В песне Ирландской - пунктуация не 1-й (сильной), а 2-й (слабой) полудоли счетного времени такта.

д) в пecне русской (и др.) – непосредственный ответ фигуре состоящей из осьмой плюс шестнадцатых - обратной фигуры, состоящей из двух шестнадцатых плюс осьмая, или подобных. же фигур из четверти и двух осьмых.

В.СТРУКТУРНЫЕ ФОРМЫ ПЕСЕННЫХ МЕЛОДИЙ:

а) одногоголосная - в объеме двутакта, часто - тритакта, а иногда и однотакта: См. сб-к Р.-Корсакова №№ 25, 48, 77, и Лядова №№ 1, 4 и 16.

б) 2-хчастная - в объеме сложной фразы из двух мотивов (полуфраз), равномерных или, наоборот, равномерных то числу счетных метрических единиц. Образцы равномерных ( "квадратных" )формообразований:

Р.-Корсаков №№ 21, 39, 52.

и равномерных ( "несимметричных " ) образований; Р.-Корсаков №№ 52, 61, 62, 69, 82, Лядов №№ 3 и 26.

в) 3-хчастная - в объеме подобных же мотивных объединений:

Р. -Корсаков №№ 71 и 92, Балакирев №№ 21 и 31,

г) периодическая простая - 2-х и 3-хчастная, квадратная и несимметричная: См. Лядов №№ 37 и 4 1. Балакирев №№ 18, 22, 32.

д) Строфная - в виде периода из 4-х, 5-ти и более фраз, с зачатками сложной 2-х или З-хчастнойформы.

См. Балакирев №№ 23, 40, Лядов № 39, Лопатин и Прокунин №№ 1, 15, 22, 58.

е) Циклические – в виде объединения ряда мелодий (песен приуроченных к одной общей теме: (обрядового ритуала: свадебный, похоронный, культовый и т. п.), хороводные песни (сборные, сойственно-хороводные и плясовые).

Г. ГАРМОНИЯ В ПЕСНЕ РУССКОЙ, ТУРКМЕНСКОЙ И ГРУЗИНСКОЙ.

1. а) "Аккорды" в русской песенной гармонии; большие и малые трезвучия, их обращения, септаккорды «малый» и "квартовый ". Их форма: редко полная ( и только 3-голосная), чаще в виде двузвучий в терцию, чистую квинту, сексту и октаву, нередко в кварту и иногда в малую септиму. Как норма - аккорд выявляется последованием одного за другим всех входящих в него двузвучий (например, до – ми, ми – соль).

б) Аккордовых смен на каждую мелодическую фразу, обычно только две: 1У +1, У+1, или обратно I + V. I + IV (реже).

в) Чаще гармоний квартового отношения применяются последования секундовые: I + II, V + VI в мажоре, VII + VIII в миноре. Вообще преобладает смена мажора на минор или обратно.

г) Каденции, кроме обычной V + I, образуются также: 4/6 III + I, или (в миноре) VI натур. + I, или IV (либо II) + 1, 1-я ступень всегда бывает унисоном или октавой, но никогда не полным или частичным «аккордом».

д) Все гармонические обороты покоятся на поступенных ходах баса в пределах кварты сверху вниз: фа-ми-ре-до, либо на ступенях кварты незаполненной: фа-до-ре-до.

е) Применение всех трех главных гармоний (Т-Д и С-Д) встречается в мелодиях построенных в ладах мажора или минора (натуральных), но не в ладах диатонических. См. образцы в сб-ках Линевой – «Великорусские песни».

2. Гармония туркменской песни выражается, главным образом, со звуком чистой кварты, сопровождающим каждый тон мелодии, вследствие чего получается сплошной ряд параллельных кварт. Довольно нередко такие ходы прерываются на короткое время созвуками в квинту (параллельных). Часть созвуков падает на др. интервалы, как-то: терции, секунды, а также сексты и септимы; Применяются еще и выдержанные звуки как снизу, так и сверху мелодии, которые проводятся в ритме данного отрезка мелодии. Аккордовые созвуки имеют случайный характер.

См. Сб-к Успенского и Беляева,

3. Гармония Грузинской песни всегда 3~хголосная, и является столько же следствием применения аккордово-гармонической фактуры, сколько в полифонного. В аккордике грузинской песни, кроме общепринятых трезвучий и септаккордов (неполных), обращает внимание З-хголосный созвук из Ч. кварты плюс б. секунда (до-фа-соль), встречаются весьма часто и обычно, в качестве тонической гармонии. Употребителен и аккорд с обратным порядком тех жe интервалов (т. е. до-ре-соль). В большом ходу сопровождение мелодии в терцию на неизменном басе в ритме мелодии.

Гармонии полифонного происхождения образуются: 1) вследствие частого применения т.н. «исона» (выдержанный в басу тон на один гласный звук, обычно дважды сменяющийся в секундовом отношении как сопровождение то к одной, то к другой части мелодии), 2) чрез применение остинатного баса, 3) от совмещения 2-х или З-х самостоятельных мелодий в каждом из голосов. (принцип имитации грузинской песне несвойственен). См. образцы в зап.. Аракчиева, а также Палиева.

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СТИЛЯ ПЕСНИ

по сравнению с общей музыкой.

1. Применение ладозвукорядов вышедших из практики общей музыки каковы: а) ладозвукоряды малых (в терцию, кварту, квинту) и средних (секста, септима) диапазонов, в двоякой системе: пентатонной - и диатонической;

б) октавные диатонические звукоряды античной и средневековой формации;

в) ладозвукоряды с хроматизацией отдельных ступеней (частично).

2. Широкое применение смешанного метра, а также и метров несимметричных: 5-ти, 7-ми и 9-тидольных.

3. Применение «зачаточных» структурных форм, при этом нередко равномерных по числу метрических единиц в каждом из элементов формы.

4. Применение аккордов кварто-секундового построения.

5. Свободное допущение параллелизма квартовых и квинтовых созвучий, равно как и 3-х звучных аккордов.

А. НИКОЛЬСКИЙ.

.