logo search
Хоровая литература (пособие)

Программа

ПО ХОРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Ш Ш, 1У и У-го КУРСОВ ХОРКАФЕДРЫ

МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСЕРВАТОРИИ.

(1934- 1940 гг.)

,

Ш-й курс А. Западная литература: I) Хоровые формы полифонического и гармонического (100 час.) стилей эпохи ХУ-ХУК вв.,

2) Оперные хоры - от начала ХУП-го до средины XIX вв. включительно; 3) Хоры в драме и самостоятельные (неприкладные) "хо ровне песни" той же эпохи.

Б. Русская опернр-хоровая литература - с половины ХУШ до конца XIX века.

1У~й курс А. Оратория, кантата и месса ХIII - XIX вв.

(100 часов) Б. Западная оперно-хоровая литература 2-й половины XIX века.

У-й курс А. Крупнейшие произведения мировой хорлитературы "ораторного" стиля ХУШ - XIX вв.

( 50 часов) Б. Современная музыка Запада.

В. Оперные и симфонические хоры в творчестве советских композиторов.

Ш-й КУРС .

А. Западная литература (до средины XIX века).

1. Стиль вокальной полифонии ХУ - ХУП вв. (8 часов). . 1

I. "Светский"жанр: Песня и Мадригал. Образцы "Песни" по произведениям Г.Финка, Л. Зейфля, У. Бёрда, Жоскен де-Пре и др. "Мадригалы" Л. Моронцио, А. Вилларта, О. Лассо, Эккарда и т.п.

2. "Культовый" жанр: мотет, псалом, месса. Образцы из сочинений Г. Дюфе, Я. Обрехта, Ф.Толлис, Жоскен де-Пре, Ж.. Муто, П. Мулы, 0. Лассо, Палестрины, Лотта и проч.

3. Образцы стиля "школ" и их главнейших представителей, нидерландской или франко-фломандской (Ж. де-Пре и 0. Лассо), венецианской (Виллаерт и Дж. Габриелли), немецкой (Галлус), испанской (Моралес), английской (Ф.Таллис), . ^

П. Гомофонэо-гармонический стиль ХУ1 - ХУП вв. -( 2 часа).

а) Песни, мадригалы, рондо, фротоллы, вилланеллы, баллады, каччио 0.Лассо, К. Жанекена, Клода Лежен, Ж.. Аркаде, Г. Костена, Гирардело.

б) Образцы культового жанра из сочинений Палестрины, Жоскен де-Пре, Аркаделя.

Ш. Оперные хоры в смешанном полифонно-гармоническом стиле ХУП-го века (4 часа).

Монтеверди- Опера "Орфей". Хор пастухов, хорал "О, несчастье, судьба роковая" и три хора из 4-го действия.

Ж.Б. Люлли - Опера "Кадм и Гермиона". Хоры: "Будем весело жить" (сцена из 1-го действия) и финальный из оперы "Тезей" "Мы свободны". .

Перселл.- Опера "Дидона и Эней", хор ведьм и др.

1У. Оперно-хоровое творчество классиков ХУШ века.

Рамо, Глюк, Моцарт. (8 часов)

Ж.Ф.Рамо. Опера "Ипполит и Арсия": Хор-гавот, хоры жрецов, свиты Плутона, Парок, обитателей лесов.

Опера "Кастор и Поллукс": Хор спартанцев над могилой царя, хор " "Как торжествует преисподня" и др.

Опера "Дарданус": Хор смертных, магов, хор фригийцев с танцем.

ГЛЮК . Опера "Орфей" -все хоры. Из .опер "Альцеста" и "Ифигения в Авлиде" - по 1-2 хора. Из оперы "Ифигения в Тавриде": хоры жриц, первый и второй хоры скифов, хор эвминид, гимн Латоне, и хор финальный.

Моцарт. Опера «Идоменей»: двойной хор (канон) и финальный (чаконна) из 1-го действия; хор моряков, хор "Бегите, спасайтесь" из П-го действия и финальный из Ш-го действия.

Опера "Похищение из сераля": Хоры янычар и финальный.

Свадебные хоры их опер "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан".

Опера "Милосердие Тита" - финальный хор 1-го акта, торжественный хор при выходе Тита, хоры №№ 5, 24 и 26.

Опера «Волшебная флейта»: хоры жрецов (№№ 11 и 19) и финальный.

У. "Классический"стиль с элементами музыкальной романтики,

во вне оперном творчестве конца ХУШ и нач. XIX века.

Бетховен. "Фиделю".- 4 номера.

Гайдн. . "Времена года": хоры №№ 6, 19, 23, 29, 31, 34.

Бетховен. (6 часов): "Морская тишь" и счастливое плавание", "Как славят Бога небесные силы". Хор к драме "Афинские развалины".Гимны и песни Великой Французской Революции (2 часа)

У1. Оперные и другие хоры в стиле "музыкального романтизма"

(эпохи реставрации и до 50-60 гг. XIX века).

а) Итало-французская литература (4 часа)

Керубини - хор из оперы "Водовоз" и "Медея".

Спонтини - Хоры из опер "Весталка" и "Кортец".

Россини -хоры из оперы "Вильгельм Телль".

Беллини. - Хоры из оп."Норма".

Доницетти. " " "Лукреция Борджиа",

Обер. " " "Немая из Поршичи" ("Фенелла").

Мейербер. " " "Роберт Дьявол", "Гугеноты", "Пророк".

(по одному номеру каждого автора).

б) Немецкая литература. (10 часов).

Вебер. хоры из опер "Прециозо", "Фрейшютц", "Оберон".

Шуберт – Xоры к драме Розамунда".

— ,, — Квартеты на 4 - 8 голосов.

Мендельсон. Хоры из музыки к "Сон в летнюю ночь".

-"- хоры из щшяа 48 смешанных хоров.

Шуман. Хоры и песни для смешанных, и однородных голосов - опус 55, 59, 57, 115 и др.

Вагнер. Хоры из опер "Риенци", "Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин".

Б. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА с ХУШ до конца XIX вв.

УЛ. Хоровые формы и стили в творчестве русских композиторов

с конца ХУП до 30-х годов XIX века. (2 часа).

а) канты и культовые многоголосные сочинения (Титов, Бавыкин) конца ХУП и первой четверти ХУШ века.

б) Стиль псевдо-народной песенности в оперной музыке Фомина, Матинского и Сарти-Пашкевича (ХУШ в.)

в) Придворный стиль в творчестве Козловского и др.: Полонез-гимн "Гром победы раздавайся".

г) Итальянский стиль в культовой (Березовский, Бартнянский), и светской хоровой композиции начала XIX-го века.

Заключительный хор-фуга из оратории "Минин и Пожарский" Дехтерева.

УШ. Оперно-хоровая литература первой половины XIX века.

Верстовский, Глинка, Даргомыжский. (8 часов).

Верстовский. Опера "Аскольдова могила": хоры 'Гой, ты Днепр", "Ой, подруженьки" и др.

Глинка. Опера "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". Хоры: а) широкого письма в обще-европейском "классическом" оперном стиле, б) с национальным колоритом - русским, польским, финским и восточным, в) с отражением влияний современных Глинке течений Западной музыки. Даргомыжский. Опера "Русалка": все шесть хоров, трио и квартеты а-капелла.