Тема 6. Хоровая драматургия опер м. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»
Композиционная структура и типы музыкальной драматургии (сквозное развитие и эпическая картинность). Связь народных и профессиональных жанров (песня и фуга). Мелодическая сущность хорового многоголосия (интонационные истоки, особенности голосоведения, фактуры, метроритма, гармонии).
Тембровая хоровая драматургия опер.
Оригинальные хоровые сочинения М. Глинки. Характеристика духовных хоровых сочинений («Боже сил», «С небес услыши», «Херувимская песнь», «Ектения первая», «Да исправится молитва моя»).
Литература
Асафьев Б.М. И. Глинка. Л., 1977.
Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. Глинки. Л., 1968.
Глинка М. Литературные произведения и переписка. Т. 1, 2. М., 1975.
Ефимовская Е. «Варварские стихи» или «одушевленное слово»: еще раз о либретто «Жизни за царя»// Музыкальная академия. 2004. № 2.
Коловский О. О мелодической сущности хорового многоголосия М. Глинки // Критика и музыкознание: Сб. ст. Вып. 2. Л., 1980.
Левашев Е. Традиционные жанры древнерусского певческого искусства от Глинки до Рахманинова // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Вып. 1. М., 1999.
Левашева О. М. И. Глинка. Кн. 1, 2. М., 1987.
Протопопов В. «Иван Сусанин» Глинки. М., 1961.
-
Содержание
- Министерство культуры республики беларусь
- История русской хоровой музыки
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Содержание курса Тема 1. Древнерусское хоровое искусство
- Литература
- Гарднер и.Богослужебное пение русской православной церкви. Сергиев Посад, 1998.
- Тема 2. Формирование и развитие русского партесного кон- церта XVII – первой трети XVIII в.
- Литература
- Тема 3. Русский классический хоровой концерт xviiIв.
- Тема 4. Возникновение русской оперы. Особенности хоровых сцен в операх русских композиторов доглинкинского периода
- Тема 5. Хоровая драматургия в русской опере хiх–хх вв.
- Литература
- Тема 6. Хоровая драматургия опер м. Глинки «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»
- Протопопов в.Полифония в русской музыкеXvii– начала хх в. // Исто-рия полифонии. Вып. 5. М., 1987.
- Тема 7. Роль а. Даргомыжского в развитии русской хоровой музыки
- Даргомыжский а.Избранные письма. М., 1959.
- Тема 8. Опера «Князь Игорь» а. Бородина
- Литература
- Тема 9. Хоровые сцены в сказочно-эпических операх н. Римского-Корсакова
- Тема 10. Хоровые сцены в исторических операх н. Римского-Корсакова. Кантаты и хоровые сочинения a cappella
- Тема 11. Хоровой речитатив в русской музыке хiх–хх вв.
- Ментюков а. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке хх века: Опыт типологического анализа. М., 1986.
- Тема 12. Особенности драматургии хоровых сцен в операх м. Мусоргского
- Хубов г.М. Мусоргский. М., 1969.
- Тема 13. Драматургическая роль хора в операх п. Чайковского
- История русской музыки: в 10 т. Т. 8. М., 1994.
- Тема 14. Многообразие использования фольклорных[ жанров в русской хоровой музыке
- Тема 15. Многообразие жанров в русской хоровой музыке a cappella конца XIX – начала XX в.
- Тема 16. Вокально-симфоническое творчество русских композиторов
- Тема 17. Хоровая фактура и особенности хоровых сочинений a cappella c. Танеева, с. Рахманинова
- Алексеев а.С. В. Рахманинов: Жизнь и творчество. М., 1954.
- Тема 18. Разнообразие принципов многохорности в русской хоровой музыке
- Литература
- История русской хоровой музыки