logo search
Хоровая литература (пособие)

V. Песни западных народов.

а) Образцы мелодий песни: норвежской, шведской, шотландской, ирландской, английской, французской, испанской, итальянской польской и др. славянских наций - по Сб-кам: Г. Миллера, С. Толстова; в обработках для 1-го голоса - Бетховена, Грига, Брамса и др.

б) Хоровые обработки: немецких песен - Фишера, испанских – Лаком, чешских - Вейта, цыганских и венгерских - Брамса, польских -Гроздова, французских, испанских и немецких -Архангельского, и т.п

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ,

ВВЕДЕНИЕ

1 1.) Народная тесня как исходная база ХОРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ по существу последней, и как вводная часть общего курса этой дисциплины.

Песня - начальная ступень в проявлении музыкального творчества человека. Песня - основной источник всего последующего развития этого творчества. Национальный колорит песни - главный элемент и условие художественного разнообразия музтворчества со стороны внутреннего содержания, равно как и технологических форм последнего.

2.) Тесня как художественно- идеологический факт, и одновременно фактор.

Песня как «факт»: выражение в песне общественного самосознания представителей разных классов данной нации в исторически -изменяющихся условиях и обстановкижизни: личной, семейно-бытовой, общественной, экономически -производственной, государственной, и т. п.

Песня как «фактор»: живое идеологическое воздействие песни на современность (в прошлом и настоящем).

3). Песня как продукт художественного творчества непосредственного (безыскусственного) индивидуального и коллективного. Авторы и исполнители. Процесс творчества и распространения песни

ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ И ТЕМАТИКА ПЕСНИ.

1). Выражение тематики песен в видовых жанрах песни.

2). Жанры

1-й вид -семейно-бытовие песни: колыбельные, пестовальные, детские игровые, молодежные (любовные), девичьи, женские и мужские о любовной тоске, ревности, изменах, о взаимных и семейных «неладах», вообще «о доле злосчастнойц» и т.п.

2-й – ремесленно -производственные, или трудовые; посевные, жнивные, бурлацкие, извозничьи, чумицкие, пастушьи, гуртовщицкие и разн. др.

3-й - общественно-бытовые: казацкие, разбойничьи, укшуйные, рекрутские, солдатские, тюремные;

4-й – обрядово-культовые или сезонные: колядные, новогодние, гадальные, масляничные, веснянки, семицкие (троицкие тож), купальские, русальи и проч. проч. подобн.

5-й – обрядово-бытовые: крестильные (в Белоруссии), свадебные, похоронные, поминальные.

Б-й – "беседные": билины, сказания, исторические песни, духовные стихи.

7-й – «игровые» -хороводные: уличные, луговые, сборные, (к хороводу ), собственно-хороводные, плясовые (после игры или хоровода.

8-й — "частушки": шуточные, сатирические, юмористические.