Лекция № 4. Стили и направления в музыкальном искусстве, их связь с общей духовной культурой своего времени.
Когда и где возникло музыкальное искусство? У разных народов появились легенды и мифы, повествующие о том, что музыку ниспослали боги и духи.
Ученые, основываясь на этнографических и археологических исследованиях, склоняются к тому, что музыкальное искусство зародилось в первобытном обществе и было нераздельно связано с повседневной жизнью людей – с работой, отдыхом, с военными походами и культовыми обрядами. Так возникли погребальные плачи и военные марши, колыбельные песни и пастушеские наигрыши и, наверное еще многое другое, о чем мы можем судить лишь по находкам археологов, наскальным рисункам да еще по искусстве тех редких племен, что и сегодня живут как во времена первобытно-общинного строя.
Позднее, в эпоху становления и расцвета древних восточных государств, которая началась на рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры, музыка уже превращается в очень важную часть культуры. Без нее не проходит ни одна церемония во дворцах и храмах Древнего Египта, Вавилона, Ассирии, Индии, Китая. Ей приписывают магическую, сверхъестественную силу, воздействующую на богов и духов, людей и всех живых существ, населяющих мир, и более того – на саму природу, Вселенную.
На заре нашей эры возникают трактаты, в которых получают отражение бытовавшие в ту пору представления о музыке – религиозные, эстетические, теоретические. Обычно все элементы музыкального искусства – звукоряды, лады, тоны и уж тем более музыкальные инструменты – обретают в них определенное образное и символическое значение. Музыке дворцов, храмов, высокой и утонченной, противопоставляются незатейливые песни, танцы и инструментальные наигрыши крестьян, ремесленников.
Постепенно появляются профессиональные музыканты, и вокруг них образуются школы, где в процессе длительного, не скованного никакими формальными рамками общения учитель передает ученикам свое мастерство, свои философские и эстетические принципы.
Не менее существенную роль играла музыка в культуре античных государств и прежде всего Древней Греции, расцвет которой приходится на V-IV века до нашей эры.
Хотя до нас дошли лишь немногие образцы музыки Древней Греции, мы многое знаем о ней благодаря поэмам Гомера, рисункам на древних вазах, гробницах, сохранившимся настенным росписям и статуэткам. Греки были отличными танцорами и свои пляски часто сопровождали игрой на духовом инструменте авлосе. Они прекрасно пели, аккомпанирую себе на струнных инструментах – лире, кифаре. Почетом и уважением сограждан пользовались профессиональные певцы – сказители – аэды и рапсоды. Певцы, музыканты, поэты наряду с лучшими атлетами участвовали в знаменитых Пифийских играх. И их также увенчивали лавровыми венками, если они побеждали в состязаниях.
Высочайшим достижением античной культуры стала древнегреческая трагедия, соединившая в себе драму, поэзию, музыку и танец. Особенно прославились трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, без творчества которых невозможно представить себе историю драматического и музыкального театра Европы.
Именно в эпоху расцвета Древней Греции был заложен фундамент для возникновения и развития европейской художественной культуры.
Вообще, общепризнано, что именно в эту эпоху расцвета др. Греции был заложен фундамент, на котором выросло прекрасное здание европейской художественной культуры. Мы по сей день пользуемся многими понятиями и терминами, возникшими в ту далекую пору. Более того, само слово «музыка» - это греческое слово, имеющие тот же корень, что и слово «муза», которым называли дочерей главного бога др. Греков – Зевса.
В жизни др. Рима, возвысившегося в III веке до н.э. и постепенно, вплоть до III века н.э. умножавшего свою мощь и величие, музыка продолжала сохранять очень важное общественное значение. Она сопровождала все обряды и празднества, знаменитые бои гладиаторов и цирковые зрелища, театральные представления и пантомимы. В состав римской армии, на протяжении нескольких столетий завоевавшей другие государства, входил большой духовой оркестр. В знатных семьях детей обязательно обучали музыки и танцу, причем учителя пользовались огромным уважением общества.
Раздел др. Римской Империи на Восточную и Западную (395 г.), а затем падение Западной Римской империи (476 г.)ознаменовали собой закат античной культуры. Началась новая эпоха в истории европейского континента получившая название средневековья. Этот огромный период длившийся около двенадцати столетий, был отмечен невероятной сложностью, напряженностью общественных процессов и событий, Происходивших в различных странах, образовавшейся на территории распавшейся империи: кровавые войны, крестовые походы, непрекращающаяся борьба церковной и светской власти – недаром многие уче6нные, писатели живописуют средневековья в весьма мрачных тонах.
И все таки даже в это время продолжается эволюция музыкального искусства. Правда, католическая церковь, утвердившаяся на территории западноевропейских государств, подчинила себе все области духовной жизни, все сферы культуры и в том числе музыку. Светская музыка решительно осуждалась как богопротивная, греховная.
Реформа католического пения приписывают папе Георгию I. Он занимал римский престол на рубеже VI-VII века. Именно его имя было приписано католической церкви, получившим название григорианских хоралов. Суровые, строгие напевы, отличаются подчеркнутой выравненностью мелодического и ритмического рисунка исполнявшиеся в унисон хором и солистами, внушали верующим отрешенность от земной жизни, священный трепет.
Для всех стран, подчиненных власти папы римского – главы католической церкви, - вводилось одинаковое оформление богослужения. Все6 хоралы распределялись в строгом порядке по датам церковного года. Единство языка (латынь) и единство пения (григорианское)были призваны закрепить единство самого религиозного культа. Церковь стремилась не допускать никаких изменений. Но все е оно возникает, тем более что нотной записи долго не существовало и песнопения утверждалось лишь в памяти специально обученных певцов. Однако с IX века музыку начинают записывать на пергаменте специальными нотными знаками – невмами. Позднее появилась линия нотации, в котором в столетии усовершенствовал итальянский музыкант Гвидо д`Ареццо. Это был важный шаг на пути к современной системы нотации.
Конечно, вопреки всем запретам, светская музыка также развивалась, в основном а сердце странствующий артистов – «мастеров на все руки». Они пели и играли на всех возможных инструментах – лютне, арфе, волынке и даже на маленьком переносном органе, разыгрывали небольшие сценки и исполняли церковные номера. Во Франции таких мастеров именовали жонглерами и менестрелями, в немецкоязычных странах – шпильманами. Они были неизменными участниками праздников, свадеб, пиршеств, ярмарок.
В рыцарской среде примерно в XI веке тоже появились талантливые музыканты и поэты. В своих трогательных музыкально-поэтических произведений воспевали прекрасную даму, рассказывали о рыцарских
турнирах. Во Франции их называли трубадурами труверами, в Германии – миннезингерами. Сохранили письменные образцы их творчества – одноголосные. Но наряду с ними уже существовали записи двухголосия и трехглосия.
Все вместе это подготовило возникновение в XIV столетии феномена, который вошел в историю под названием Ars nova – Новое искусство. Теперь уже становиться широко известными имена ведущих мастеров. В Италии, к примеру, особенно посчитали талантливого слепого музыканта Франческо Ландино, во Франции искреннее восхищение слушателей вызывал Гильом де Машо. Действительно, то было искусство нового стиля – живое, изысканное, отличавшееся разнообразием настроений, красок, выразительных средств. Ars nova открыло путь к грандиозной, потрясающей эпохе в эволюции западноевропейского искусства – эпохе Возрождения, или Ренессанса (XIV – XVI столетия).
С чем связано само название этой эпохи, столь яркое, образное?
Оно отражает и характерное для той поры возрождение идеалов античности, и возрождение, подъем общественной жизни, освобождение от оков средневековья. Великие географические открытия перевернули распространенные прежде представления о мире.
- Раздел I. Музыка как вид искусства
- Иллюстративный материал
- Иллюстративный материал Симфонический оркестр
- Систематизация музыкальных жанров по внешним признакам (по исполнительским средствам)
- Характеристика музыкальных жанров по содержанию
- I вариант
- II вариант
- I вариант
- II вариант
- Лекция № 4. Стили и направления в музыкальном искусстве, их связь с общей духовной культурой своего времени.
- Литература