Раздел I. Музыка как вид искусства
Лекция № 1. Специфика музыкального искусства
Содержанием искусства, как и всякой деятельности человеческого сознания, является жизнь, окружающая нас действительность, прежде всего человек, его мысли и чувства.
Отличие искусства от других видов человеческой деятельности состоит в том, что осваивает действительность через создание художественных образов: искусство как бы заново воссоздает мир в форме, непосредственно воздействующей на чувства и мысли людей. Художник, однако не копирует жизнь, не фотографирует случайно выхваченные из окружающей действительности предметы, явления, события, но отбирает наиболее общее, типичное, характерное – все это осмысливает, преобразует, а затем воплощает в конкретном произведении – картине, стихотворении, музыки. Произведения всякого талантливого художника обязательно несут печать его личности, т.к. внешний объективный материал перерабатывается его сознанием индивидуально. Но даже самое оригинальное творчество является одновременно и продуктом общественного сознания, связано с определенной социальной психологией, с конкретной страной, с тем или иным историческим моментом. Социальная сторона художественного творчества проявляется в том, что через художественный образ человек ощущает свою связь с современниками и с прошлым своего народа и человечества. Подлинное искусство, создавая вечные художественные ценности, как бы осуществляет непрерывную связь поколений.
Произведения искусства, таким образом, представляет собой и картину жизни и картину творчества. Нас интересует не только что и действительности в нем преобразовано, но и как, и кем это выполнено. Мы ищем в произведениях архитектуры, театра, в картинах, скульптуре, стихотворении, в симфонии не только соответствия отраженному в них событию, факту, явлению, но также хотим обнаружить индивидуальные признаки стиля, точку зрения и эмоциональный отклик автора на данное событие. Нас интересует и волнует также
Разные стороны жизни не в равной мере подвластны различным видам искусства. Каждый вид искусства отличается от других специфичностью образного содержания и принципами, способами формообразования.
Что представляет собой музыка? В чем могущество ее воздействия на слушателя?
Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Особенностью музыки как вида искусства является ее звуковыразительная, интонационная природа. Интонация (от лат. – громко произношу) свойственна также и нашей речи. Понижение и повышение голоса, усиление и ослабление громкости, ускорение или замедление речи, ее прерывистость или плавность подчеркивают эмоционально-смысловой подтекст, уточняют понятийное значение слов. По интонации можно судить об отношении говорящего к произносимым им словам: интонация может быть нежная и суровая, мягкая и ласковая или резкая и обидная… И все же главный смысл в речи передается словами.
Музыка – искусство эмоциональное. В музыке интонация непосредственно и исчерпывающе передает всю полноту идейно-эмоционального содержания. Музыкальная интонация, средства музыкального языка, временная природа музыки позволяют ей с особенной глубиной, тонкостью, проникновенностью воссоздать динамику человеческих переживаний, душевные движения людей, с эмоциональной непосредственностью воздействовать на слушателей, как бы «переливая» в их сознание думы и эмоции, волновавшие автора.
Энергия и значимость музыкальной интонации обусловлены высокой степенью организованности музыкальных звуков в их звуковысотных и временных отношениях, богатством тембровых и динамических ресурсов музыкального искусства, своеобразными принципами формообразования, выработанными в процессе исторического развития.
Д.Д. Шостакович о специфике музыки: «Музыка не может создавать зримый образ мира, но она имеет то преимущество перед другими видами искусств, что она наиболее чутка на чувство и ей доступно передавать его непосредственное живое движение».
Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействие на область разума. Музыка выражает в своих образах человеческие настроения, переживания, разнообразные оттенки чувств, но ее содержание могут быть также драматизм и героика жизни.
Музыка - искусство временное, разворачивающееся во времени. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, смена и менее и более значительные изменения, трансформация, контрастные сопоставления – составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка всегда есть процесс. Это отличает музыку от пространственных видов искусств (живопись, скульптура, архитектура) и сближает с театром, хореографией. Музыкальный образ раскрывается постепенно: слушатели познают его только во временном процессе развития.
Выразительные и изобразительные возможности музыки.
Музыка ярко передает характер того или иного времени, эпохи. Музыкальное произведение может изображать картины и состояния природы и природные явления.
Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность имитировать явления природы:
- пение птиц, поле насекомых –
Григ. Шествие гномов. –
Прокофьев. Кантата «Ал. Невский», IV ч. Начало –
Римский-Корсаков. «Полет шмеля» -
Куперен. «Влюбленный соловей» -
- плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана –
Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Садко» -
Симфоническая сюита «Шехеразада» -
Дебюсси. «Ноктюрны», III ч. «Сирены» -
Рахманинов. Романс «Бахчисарайский фонтан» -
Прокофьев. Кантата «Ал. Невский», IV ч. «Ледовое побоище»-
- метель, бурю, раскаты грома
Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы», I ч. –
Дебюсси. «Ветер на равнине» -
Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, имитировать, передавать с помощью музыкальных инструментов или путем введения конкретных звучащих предметов звуковые реалии окружающей нас жизни:
- пистолетный выстрел, дробь военного барабана –
Чайковский. Опера «Евгений Онегин»,V картина Сцена дуэли. –
- бой часов, колокольный звон –
Мусоргский. Опера «Борис Годунов», Пролог, 2 картина -
II д., Сцена с курантами –
Прокофьев. Кантата. «Ал. Невский», 7 ч. «Въезд Ал. Невского во Псков» -
Глинка. Опера «Иван Сусанин», хор «Славься» -
Многие образы возникают только благодаря определенному настроению, которое слышится в произведении. Так создаются:
- музыкальные портреты – характеристики людей –
Куперен. «Сплетница» -
Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки»:
«Два еврея. Богатый и бедный»
- портреты – характеристики сказочных и литературных персонажей -
Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки»:
«Баба-Яга»
«Балет невылупившихся птенцов»
«Гном» -
Лядов. Симф. Пр. «Кикимора» -
Щедрин. Балет «Конек-Горбунок» -
Глинка. Опера «Руслан и Людмила», IV д., Марш Черномора -
Лекция № 2. Выразительные средства музыкального искусства. Музыкальные инструменты
Различные виды искусства имеют свою специфику, которая выражается в их индивидуальных особенностях. Одни искусства способны отразить больше конкретного (живопись, театр). Музыка в этом отношении обладает не конкретностью, а большей обобщенностью. Связано это с тем, что музыка передает не зрительные ощущения, а слуховые, которые значительно уже зрительных.
Каждый вид искусства имеет дело со своим особым материалом: живопись – с красками; архитектура, скульптура – с различным строительным материалом. Основным материалом музыки является звук. Художнику, создающему произведение искусства, не безразличны свойства того материала, которым он пользуется. От художественного замысла зависит, выбирает ли скульптор бронзу или мрамор, гипс или дерево. Гуашь, акварель, масло – различные виды красок обладают разными свойствами, и эти свойства учитываются живописцем и используются в определенных художественных целях. Нам также необходимо знать физические свойства музыкальных звуков.
Слово «звук» определяет два понятия: звук как физическое явление; звук как ощущение. В результате вибрации (колебания) какого-либо упругого тела – источника звука (натянутой струны, воздушного столба в духовом инструменте, пластинки, мембраны и т.д.) возникает волнообразное распространение продольных колебаний воздушной среды. Эти колебания называются звуковыми волнами. Они распространяются от источника звука по всем направлениям (шарообразно). Звуковые волны улавливаются слуховым органом и вызывают в нем раздражение, которое передается по нервной системе в головной мозг, возбуждая ощущение звука (ощущение, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания).
В природе существует бесконечное множество звуков, воспринимаемых слухом человека, но не все звуки могут служить материалом для музыки. Все многообразие звуков разделяется на три основные категории:
1.Звуки, не имеющие точной высоты (неинтонируемые) – шумовые или шумы (треск, скрип, стук, шорох, гром и т.д.).
2.Звуки, высота которых не фокусирована – звоны;
3.Наиболее существенную роль в музыкальном искусстве играют музыкальные звуки - звуки, обладающие точной высотой, определенной интонацией.
Физический характер музыкального звука определяется четырьмя свойствами:
- высотой, зависящей от частоты колебания упругого тела. Чем чаще
колебания упругого тела, тем выше звук, и наоборот. В музыке используются звуки различной высоты в пределах от 16 до 4000 гц (частота колебаний - количество периодов за одну секунду, выражаемое в герцах. Период – время полного колебания).Такое ограничение связано с практикой человеческой речи и пения, причем в речи и в пении используются звуки в еще более узких пределах;
- длительностью, зависящей от продолжительности колебаний упругого тела. Протяженность звука не может быть короче 0,015-0,020 сек;
- громкостью, зависящей от амплитуды колебаний тела (амплитуда колебания – пространство, в пределах которого происходят колебательные движения). Чем шире амплитуда колебания, тем громче звук. Громкость не должна превышать болевого порога. Степень громкости (сила звучания) называется динамикой. Различные варианты громкости образуют динамические оттенки, акценты.. Варьирование динамики звучания – одно из важных выразительных средств музыки.
pp – очень тихо;
p – тихо;
mp – не очень тихо;
mf – не очень громко;
f – громко;
ff – очень громко;
sf – акцентирование отдельного звука;
rf (rinforzando) – внезапно усиливая звучание;
crescendo – постепенно увеличивая силу звучания;
diminuendo – постепенно уменьшая силу звучания;
- тембром – окраской звука. Для определения особенностей тембра применяют слова из различных областей ощущений, например, говорят: звук мягкий, резкий, густой, звенящий, певучий и т.п. Известно, что каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром. Звук определенной высоты, воспроизведенный различными музыкальными инструментами, отличается у каждого инструмента своей окраской. Различие тембров зависит от состава частичных тонов или обертонов, которые присущи каждому звуку.
Каждый звук представляет собой не один простой тон, а сочетание многих тонов, которые возникают потому, что источник звука колеблется не только как целое, но одновременно также по частям (половинами, третями, четвертями, пятыми и т.д.), колеблющимся в отдельности.
Источник звука, колеблющийся как целое, производит основную частоту, наиболее слышимый звук, кажущийся единственным. Вторые части (половины) производят звуки с частотой вдвое большей, чем основная,
третьи части – втрое, четвертые части – вчетверо большей, чем основная и т.д. В результате таких сложных одновременных колебаний и возникает звук сложного состава.
Все данные составные части сложного звука называются частичными тонами или обертонами. Номер каждого обертона, будучи взят как знаменатель дроби с числителем 1, означает, какой частью источника звука он издается.
Например, состав сложного звука До – 16 обертонов (натуральный звукоряд). Тембр, как окраска музыкального звука, очень важен в театральной музыке. С помощью тембра постановщик может создать нужное настроение, передать национальный колорит (тембра национальных инструментов), воссоздать дух определенной эпохи и времени (тембры старинных или новейших электронных инструментов).
Музыкальная система – отобранный длительной музыкальной практикой человеческого общества ряд звуков, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях. В основе современной музыкальной практики лежит система, принятая в европейской, в том числе в русской музыке.
Расположение звуков музыкальной системы по высоте называется звукорядом, а каждый звук – его ступенью.
Музыкальная система и ее звукоряд сложились прежде всего в результате певческой практики, а потому большая часть системы и ее звукоряда соответствуют тем звуковым высотам, на которых мыслимо человеческое пение. C развитием музыкального искусства развивалась и музыка для инструментов, пополнившая систему и ее звукоряд еще некоторым числом звуков в пределах от 16 до 4000 колебаний в секунду. Тем не менее, звуковая область наиболее выразительной игры на инструментах приблизительно совпадает с той звуковой областью, в которой поют человеческие голоса (приблизительно от шестидесяти до тысячи колебаний в секунду).
Музыка – это своеобразный язык, возникший как и словесная речь, в результате стремления людей к общению между собой, стремления человека передать свои мысли и чувства на языке искусства.
Важнейшее средство общения – слово и ближе всех других видов искусства к нему стоит музыка, обладающая звучащим языком. Этим языком овладевают с детства все люди. В этом заключается важная роль музыки в общественной жизни людей.
Выразительные средства музыки и составляют тот особый язык, без знания которого нельзя по-настоящему понять содержание музыки. Понимание музыки не сводится только к способности почувствовать характер произведения, оно предполагает умение различать те выразительные средства, которыми пользовался композитор – то есть, слышать музыкальную речь.
Мелодия является важнейшим элементом музыкальной речи, основой музыкального произведения.
Мелодия – одноголосная последовательность звуков одинаковой или различной высоты и продолжительности, метроритмически и ладово организованная, имеющая образно-смысловое значение (музыкальная мысль, выраженная одноголосно). Мелодия родилась из пения. С древнейших времен до наших дней в пении, в мелодии находил отражение душевный мир человека. Народная песня всегда сопутствовала жизни людей.
Мелодия является основой музыки, она обладает возможностями самостоятельно, глубоко и многосторонне воплощать художественный образ. Умение творить мелодию – высший дар композитора. Выдающиеся композиторы всех времен признавали за мелодией ее первенствующее значение в музыке.
В своей речи человек не только произносит слова, но и придает им то или иное значение путем особых оттенков речи – интонаций. Интонируя фразу или слово, мы повышаем или понижаем высоту голоса, изменяем его громкость. Темп, ритм речи, тембр – средства, к которым мы постоянно прибегаем, находят в музыкальном искусстве широкое развитие.
В музыке интонация является неотъемлемой частью мелодии. Иногда музыка вплотную приближается к интонациям словесной речи. Это бывает обычно в речитативе. Чаще музыка передает то или иное душевное состояние в более обобщенных интонациях.
Мелодия музыкального произведения способна передать интонации гнева, радости, нежности и т.д..
- Моцарт - .гл.п. I ч., Симфонии № 40 – интонации вздоха, скорби, слез, растерянности;
- Александров Гимн России – интонации уверенности, твердости;
- Глинка. Романс «Не искушай» - интонации печали, нежности.
Мелодическое движение может быть плавным или скачкообразным.
При плавном движении высота звуков мелодии изменяется постепенно:
- Чайковский. «Баркарола»;
При скачке высота звуков изменяется сразу:
- Варламов. Романс «Горные вершины»;
Волнообразное движение – последовательность восходящих и нисходящих переходов; например, за плавным движение в одну сторону следует скачок в другую и т.д.:
- Чайковский. «Сладкая греза».
Кульминация мелодии – точка наивысшего напряжения, чаще всего совпадает с самым высоким звуком мелодии:
-
Форма движения мелодии обладает выразительными возможностями. Например, плавное движение, большой мелодический диапазон (с греч. – объем звукоряда от самого низкого до самого высокого. Регистр – отрезок диапазона, отличающийся качеством звучания. Различают три регистра: низкий, средний, высокий) создает впечатление широты, простора; повторение звуков – полный покой (Рахманинов. Романс «Островок»).
Интонация не только выражает чувства и мысли человека, но и формирует как словесную, так и музыкальную речь.
Важное свойство интонации – она может быть устойчивой и неустойчивой (в русском языке – вопросительные, утвердительные, восклицательные интонации).
В музыке на основе устойчивой и неустойчивой интонаций возникает понятие «лад».
Лад – система устойчивых и неустойчивых звуков, вокруг одного опорного, называемого тоникой (взаимосвязь звуков между собой, звуков, тяготеющих друг к другу).
Если музыкальная фраза оканчивается неустойчиво, то она требует продолжения. К ней присоединяется вторая с устойчивым окончанием. В результате получается единое замкнутое целое (например, «В лесу родилась елочка»).
Гармония (греч. – созвучие, наука об аккордовых созвучиях) усиливает или ослабляет ладовую устойчивость или неустойчивость мелодии. Тональный план произведения имеет такое же значение: завершение произведения не в основной тональности придает произведению неустойчивость:
-
Завершение в главной тональности и на тонике – устойчиво:
-
-
Большую выразительную роль играет характер ладо-гармонических связей. При помощи лада (старинные лады, мажор-минор, лады народной музыки, ладовые системы XX века) можно отразить время, эпоху, передать национальный колорит спектакля, его настроение, создать эмоциональную атмосферу представления.
Если ладовые связи исчезают, возникает атонализм. Музыка превращается в набор звуков, лишенных внутренней логики. Он может быть выразительным средством так же, как крик без слов. Но в музыке лад необходим как организующее музыкальное средство.
Музыкальная речь имеет не только ладовую, но и метроритмическую организацию.
Ритм – организованная последовательность длительностей звуков, взятая отдельно от их высотных соотношений. В музыке происходит чередование длительностей звуков, вследствие которого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Значение ритмического рисунка для выразительности музыки очень велико.
Ритм – это живой пульс музыки, одно из ее основных выразительных средств. Выразительность ритма связана с движением различного характера. Музыка величаво – торжественного шествия, задорного танца, состояния безмятежности или страстной взволнованности, или моменты звукоподражания создаются в значительной степени средствами ритма (конский топот).
В музыке звуки организованы во времени посредством метра.
Вслушиваясь в мелодию вальса (Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»), нетрудно убедиться, что чередование различных длительностей происходит здесь на основе равномерной пульсации четвертей, которая дана в аккомпанементе. Равномерно пульсирующие удары называются долями. Доля является счетной временной единицей в музыке. В процессе пульсации обнаруживаются доли тяжелые и легкие. Это равномерное чередование тяжелых и легких (сильных и слабых) долей называется метром. Сильные доли выделяются акцентом. Строгая метрика предполагает четкую регулярность, упорядоченность движения (двухдольность – связана с движением шага, биением пульса, с четким размеренным членением, трехдольность – с большей плавностью, закругленностью движений). Она присуща танцевальным жанрам, маршам, массовым песням, свойственна большей части музыкальных произведений классического искусства XVII-XVIII веков. Строгая метрика знакома по чередованию ударных и безударных слогов в стихах.
Свободная метрика или метрическая переменность (появление метрического акцента через неравные промежутки времени) характерна для народной песни, в которой она обусловлена свободным распевом стиха.
Свободная метрика характерна для музыки композиторов XX века.
Тесная взаимосвязь метра и ритма нашло отражение в термине «Метроритм», который более полно обозначает закономерность временной организации музыкальных звуков. Ритм и метр определяют жанровые свойства мелодии. Именно по ритму и метру отличаем, например, мазурку от вальса, марш от баркаролы:
Марш – Чайковский. «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы» из «Д.а.» - пунктирный ритм;
Прокофьев. «Марш» (тетр. 1, с.40);
Островский. «Пусть всегда будет солнце»;
Бизе. Куплеты Тореадора. (лист);
Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (лист)
Вальс – Чайковский. «Вальс» «Д.а.» или тетр.2, с.14;
Шопен. Вальс.(тетр.1, Плие.с.8);
Лепин. «Медленный вальс» (тетр. 1, с.20);
Вальсы – тетр. 2, с.1,
Мазурка – Чайковский «Мазурка «Д.а.» - дробление первой доли;
Чайковский «Мазурка «Д.а.» - дробление первой доли;
Гречанинов. Мазурка. (лист);
Полька – Чайковский. «Полька» «Д.а.» или тетр.2, с.9;
Песня – Рубинштейн. Мелодия.(лист);
Верди. «Травиата» (тетр. 1, с.10)
Соотношение метра и ритма иногда сравнивают с канвой и вышивкой. Метр своей равномерность, т.е. одинаковостью долей, напоминает сетку канвы, в которой равномерно расположены перекрещивающиеся нити и отверстия. Ритм же своим разнообразием напоминает вышивку, которая может быть сделана то узкими, то более широкими стежками.
Темп – скорость движения в музыке, определяемая частотой пульсации метрических долей. В музыке темп, как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения.
Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. В старинной музыке не применяли специальные обозначения темпов. Начиная с XVII века в связи с развитием инструментальной музыки и расширением ее образной сферы вошло в употребление словесное обозначение темпов (преимущественно на итальянском языке).
Для устойчивых темпов наиболее часто применяются следующие термины:
Медленные темпы
Largo – широко, протяжно;
Lento – медленно, протяжно;
Adagio – медленно, спокойно;
Grave – тяжело, торжественно.
Умеренные темпы
Andante – спокойно, не спеша;
Andantino – немного скорее, чем Andante;
Moderato – умеренно;
Sostenuto – сдержанно;
Allegretto – оживленно;
Allegro moderato – умеренно скоро.
Быстрые темпы
Allegro – скоро;
Vivo – живо;
Vivace – очень живо;
Presto – быстро.
Некоторые термины обозначают не только скорость движения, но и характер исполнения. Поэтому иногда они служат названием целой пьесы или какой-либо части крупного циклического произведения, например, Адажио из балета «Спящая красавица» Чайковского.
Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения применяют постепенные ускорения или замедления общего движения.
Для ускорения:
Accelerando – ускоряя;
Animando – воодушевляя;
Stringendo – ускоряя;
Stretto – сжато, сжимая.
Для замедления:
Ritenuto – сдерживая;
Ritardando – запаздывая;
Allargando – расширяя.
Для восстановления первоначального темпа:
A tempo – в прежнем темпе;
Tempo primo – первоначальный темп;
Tempo I - первоначальный темп.
В произведении изменения темпа связаны с возникновением нового раздела формы произведения, с появлением нового художественного образа
(Чайковский. «Белые ночи»)
Темповые обозначения дают лишь приблизительное представление о скорости движения. Более точно темп определяется с помощью метронома.
Значение темпа в музыке очень велико. Любой музыкальный образ не мыслим вне определенного темпа. Нарушение указанного композитором темпа может исказить музыкальный образ, однако живое исполнение всегда сопряжено с известными отклонениями от заданного темпа в соответствии с зонной природного слуха.
Музыкальный склад – принцип организации музыкального материала, отражающий форму мышления композитора или целой исторической эпохи и находящий свое внешнее выражение в различных типах фактур.
Музыкальные склады разделяются на два основных рода:
1.одноголосный (монодический);
2. многоголосный (полифонический, подголосочный и гомофонический).
1. Монодия (греч. – песня одного, сольная песня) – одноголосный склад, одноголосие без сопровождения (пение соло без сопровождения или в унисон; игра на однородных инструментах в унисон или в октаву). Распространен в народной музыке, эпизодически встречается и в профессиональной.
2.1. Полифония (греч. – много звучие) – многоголосный склад, основанный на единстве (сочетании) одновременно развивающихся самостоятельных голосов:
- имитационная полифония – голоса равноправны и совпадают по интонационному содержанию, но различаются по времени вступления: последующий голос имитирует предыдущий (Бах. ХТК);
- контрастная полифония – равноправные голоса различаются по интонационному содержанию (Мусоргский. «Два еврея, богатый и бедный», Прокофьев. «Танец рыцарей»);
2.2.Подголосочная полифония (гетерофония) – голоса самостоятельны, но не равноправны: один голос выполняет функцию главного, ведущего; другие голоса (подголоски) выполняют сопровождающую, подчиненную роль, являются его вариантами; моменты кадансирования совпадают.
2.3.Гомофония (связь, стройность, соразмеренность) – многоголосный, гомофонно-гармонический склад (главный голос - мелодия и сопровождение - аккомпанемент). Виды:
а) мелодия плюс сопровождение - бас плюс аккорд; разложенные аккорды – Гурилев. «И скучно, и грустно», Шуберт. Вальс (лист);
б) аккордовая (моноритмическое многоголосие – ритмическое тождество мелодии и сопровождения, при этом мелодия находится в верхнем голосе; частный вид – хорал).- Чайковский. «Утреннее размышление» из «Д.а.»
Фактура (лат.-обработка) – способ изложения музыкального произведения; конкретный вид музыкальной «ткани»; музыкальное изложение; то, как сделана музыка. Рассматривая тот или иной вид фактуры, мы рассматриваем музыкальное произведение с точки зрения образующих его голосов и их роли в целом. Склад и фактура тесно связаны между собой. Тому или иному складу соответствует близкий ему тип фактуры. Возможны смешанные типы фактур.
Фактура зависит от инструмента или группы инструментов. Часто инструмент воспроизводит фактуру другого инструмента. Например, ф-но – фактуру гармоники (Чайковский. «Детский альбом»).
Смена фактуры имеет формообразующее значение, т.к. указывает границе между частями произведения. Например, Чайковский. «Белые ночи».
- Раздел I. Музыка как вид искусства
- Иллюстративный материал
- Иллюстративный материал Симфонический оркестр
- Систематизация музыкальных жанров по внешним признакам (по исполнительским средствам)
- Характеристика музыкальных жанров по содержанию
- I вариант
- II вариант
- I вариант
- II вариант
- Лекция № 4. Стили и направления в музыкальном искусстве, их связь с общей духовной культурой своего времени.
- Литература