logo
Лекции муз оформ

Иллюстративный материал Симфонический оркестр

1. Оркестр эпохи барокко: И.С. Бах. Шутка (флейта) – 3700;

В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада – 3036;

2. К. Сен-Санс. Лебедь (виолончель) – 3700;

3. Э. Москвитина (арфа) изобр. – 3523;

4. В. Попов. (фагот) изобр. – 1527; Н. Римский-Корсаков. Шехеразада, II часть;

5. Х. Алтров.(кларнет) изобр. – 1856; Бенни Гудмен – 3171;

6.П. И. Чайковский. Симфония №1, «Зимние грезы», I часть (гобой);

7. Ансамбль скрипачей Большого театра (струнная группа);

8. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Камерный ансамбль

1. П.И. Чайковский. Трио (фортепиано, скрипка, виолончель) – 3395.

Духовой оркестр

1. Произведения для духового оркестра – 3595.

Оркестр русских народных инструментов

1. Ансамбль «Калинка» изобр. – 3506;

2. Оркестр им. Осипова – 4095:

домры – 1 ст., 2;

баяны – 1 ст., 4;

свирели – 2 ст., 2;

балалайки – 2 ст., 5.

Электронные инструменты

1. Метаморфозы – 2785.

Литература

  1. Булычевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 6-е. – Л., 1983;

  2. Спутник музыканта. Популярный энциклопедический словарь – справочник. Изд. /ред.-сост. А. Островский. – Л., 1969 – рисунки музыкальных инструментов.

Лекция № 3. Понятие о музыкальной форме. Основные музыкальные жанры

ЖАНР (фр. «род») — исторически складываю­щийся тип художественного произведения, объединяющий достаточно обширную группу явлений того или иного вида искусства на ос­новании устойчивых общих черт.

Принципы жанрового деления не совпадает в различных видах искусства и могут меняться со временем:

1. Наиболее распространенным является темати­ческий принцип, выделяющий различные жанры на основе той области действительности, которая отражается в произведе­ниях искусства (бытовой, авантюрный, исторический, фило­софский, любовный, батальный, натюрморт, портрет и т.д.).

2.по ведущей эмоциональной тональности — траге­дия, комедия, фарс, мелодрама, ода и т. д.;

3. по типу компози­ции — сонет, рондо, триптих и т. д.;

4. по объему и об­щей структуре произведения (роман, повесть, рассказ, мини­атюра, эпопея).

Жанр представляет собой единство свойств содержания и фор­мы, это — форма, обладающая определенным смыслом. Об­ращаясь к тому или иному жанру, художник находит для себя уже готовый «каркас», исторически сложившуюся основу своего будущего произведения, а человек, воспринимающий произ­ведение искусства, — основные ориентиры для сотворческой работы (напр., мы ждем от оперы и оперетты разных образов и эмоциональных впечатлений, приступая к чтению лирическо­го стихотворения или авантюрного романа, заранее ориенти­руемся на совершенно разные особенности образотворчества, подходим к творчеству художника-баталиста и художника-пей­зажиста с разными требованиями и т. д.).

Ж.анр — явление исто­рическое, он рождается, изменяется и умирает, причем у раз­ных жанров — разные исторические судьбы. Напр., родивша­яся в античности басня живет и в современном искусстве, в то время как другие, и даже родившиеся значительно позднее жанры — ода, триолет — почти забыты уже в XIX в. И если жанр басни продолжает существовать, не претерпевая значительных изменений, то другие жанры на протяжении веков существенно меняются. Так, возникший в эпоху Возрождения жанр новеллы прямо связан с определенным содержанием (по-итал. слово «новелла» означает новость) — с рассказом о чем-то, чего никто еще не знает. Со временем эта форма приобрела самостоятельность, перестала служить лишь для передачи «новостей» и новеллой стали называть любой короткий остросюжетный рассказ.

Жанровое деление в искусстве, меняясь со временем, может менять и свой статус — становиться то более строгим, то более мягким и гибким. В эстетике классицизма оно выступает как иерархия «высоких» и «низких» жанров, между которыми существовали жесткие границы, а смеше­ние жанров считалось недопустимым. Романтизм разрушает клас­сицистическое деление и приветствует столкновение разных жанровых структур в одном произведении, играет на контрас­тах высокого и низкого, трагического и комического, смело об­ращается и вводит в сферу профессионального искусства фоль­клорные и «экзотические» жанры, рожденные в других культу­рах — древних или неевропейских. Трансформируется содержание жанров. Например, прелюдия в XVI веке – вступление к развернутому органному произведению, в XVIII веке – часть, открывающая клавирную сюиту, а в XIX веке у романтиков – миниатюра для фортепиано.

Реализм, в силу стремле­ния к объективности, к правдивому изображению жизненных явлений, разрабатывает систему бытовых жанров (роман, по­весть, бытовая картина, бытовая драма, бытовой романс) и делает границы между жанрами весьма условными. В искусстве XX в. нарастает тенденция к отрицанию жанров как застывшей формы художе­ственного творчества. Но тем не менее ни один из видов его до сих пор не может обойтись без жанрового деления, отража­ющего специфику разных областей искусства.

Жанр (фр. – тип, манера) – это род (вид) произведения, определяемый общим характером его содержания.

В музыке жанр – вид музыкального произведения, исторически сложившийся в связи с определенным типом его изложения, его жизненным назначением, условием его исполнения и восприятия (марш, танец, песня, серенада, ноктюрн, симфония, кантата). Сложные жанры инструментальной музыки (симфония, соната, квартет, концерт) формировались на основе простейших жанров, зародившихся в быту народа (песня, танец).

В разных жанрах складывались типичные для них средства выразительности - характерные черты, роднящие все произведения данного типа. Например, для марша – пунктирные маршевые ритмы, для вальса – типичные вальсовые аккомпанементы: бас и аккорд колыбельная – 2-хдольный метр, раскачивающиеся мелодические фигуры, медленный темп, тихие динамические оттенки.

Музыкальные жанры возникли в связи с тем или иным предназначением музыки:

- песенные жанры – обрядовые, походные, лирические;

- танцевальные жанры – вальс, мазурка, полька, лезгинка;

- симфонические или оперные жанры базируются на способе исполнения (симфонический оркестр, в опере - певцы, хор, оркестр, сценическое действие).

Понятие жанра приобретает два смысловых оттенка:

1. с ориентировкой на внутренние признаки, т.е. на характеристику содержания.

2. по внешним признакам (исполнительским средствам).

Например, в живописи: по содержанию - портретная, пейзаж, натюрморт, батальная и.т.д.; по внешним признакам: станковая, акварельная, пастельная, масляная.