Иллюстративный материал Симфонический оркестр
1. Оркестр эпохи барокко: И.С. Бах. Шутка (флейта) – 3700;
В.А. Моцарт. Маленькая ночная серенада – 3036;
2. К. Сен-Санс. Лебедь (виолончель) – 3700;
3. Э. Москвитина (арфа) изобр. – 3523;
4. В. Попов. (фагот) изобр. – 1527; Н. Римский-Корсаков. Шехеразада, II часть;
5. Х. Алтров.(кларнет) изобр. – 1856; Бенни Гудмен – 3171;
6.П. И. Чайковский. Симфония №1, «Зимние грезы», I часть (гобой);
7. Ансамбль скрипачей Большого театра (струнная группа);
8. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
Камерный ансамбль
1. П.И. Чайковский. Трио (фортепиано, скрипка, виолончель) – 3395.
Духовой оркестр
1. Произведения для духового оркестра – 3595.
Оркестр русских народных инструментов
1. Ансамбль «Калинка» изобр. – 3506;
2. Оркестр им. Осипова – 4095:
домры – 1 ст., 2;
баяны – 1 ст., 4;
свирели – 2 ст., 2;
балалайки – 2 ст., 5.
Электронные инструменты
1. Метаморфозы – 2785.
Литература
Булычевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 6-е. – Л., 1983;
Спутник музыканта. Популярный энциклопедический словарь – справочник. Изд. /ред.-сост. А. Островский. – Л., 1969 – рисунки музыкальных инструментов.
Лекция № 3. Понятие о музыкальной форме. Основные музыкальные жанры
ЖАНР (фр. «род») — исторически складывающийся тип художественного произведения, объединяющий достаточно обширную группу явлений того или иного вида искусства на основании устойчивых общих черт.
Принципы жанрового деления не совпадает в различных видах искусства и могут меняться со временем:
1. Наиболее распространенным является тематический принцип, выделяющий различные жанры на основе той области действительности, которая отражается в произведениях искусства (бытовой, авантюрный, исторический, философский, любовный, батальный, натюрморт, портрет и т.д.).
2.по ведущей эмоциональной тональности — трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода и т. д.;
3. по типу композиции — сонет, рондо, триптих и т. д.;
4. по объему и общей структуре произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея).
Жанр представляет собой единство свойств содержания и формы, это — форма, обладающая определенным смыслом. Обращаясь к тому или иному жанру, художник находит для себя уже готовый «каркас», исторически сложившуюся основу своего будущего произведения, а человек, воспринимающий произведение искусства, — основные ориентиры для сотворческой работы (напр., мы ждем от оперы и оперетты разных образов и эмоциональных впечатлений, приступая к чтению лирического стихотворения или авантюрного романа, заранее ориентируемся на совершенно разные особенности образотворчества, подходим к творчеству художника-баталиста и художника-пейзажиста с разными требованиями и т. д.).
Ж.анр — явление историческое, он рождается, изменяется и умирает, причем у разных жанров — разные исторические судьбы. Напр., родившаяся в античности басня живет и в современном искусстве, в то время как другие, и даже родившиеся значительно позднее жанры — ода, триолет — почти забыты уже в XIX в. И если жанр басни продолжает существовать, не претерпевая значительных изменений, то другие жанры на протяжении веков существенно меняются. Так, возникший в эпоху Возрождения жанр новеллы прямо связан с определенным содержанием (по-итал. слово «новелла» означает новость) — с рассказом о чем-то, чего никто еще не знает. Со временем эта форма приобрела самостоятельность, перестала служить лишь для передачи «новостей» и новеллой стали называть любой короткий остросюжетный рассказ.
Жанровое деление в искусстве, меняясь со временем, может менять и свой статус — становиться то более строгим, то более мягким и гибким. В эстетике классицизма оно выступает как иерархия «высоких» и «низких» жанров, между которыми существовали жесткие границы, а смешение жанров считалось недопустимым. Романтизм разрушает классицистическое деление и приветствует столкновение разных жанровых структур в одном произведении, играет на контрастах высокого и низкого, трагического и комического, смело обращается и вводит в сферу профессионального искусства фольклорные и «экзотические» жанры, рожденные в других культурах — древних или неевропейских. Трансформируется содержание жанров. Например, прелюдия в XVI веке – вступление к развернутому органному произведению, в XVIII веке – часть, открывающая клавирную сюиту, а в XIX веке у романтиков – миниатюра для фортепиано.
Реализм, в силу стремления к объективности, к правдивому изображению жизненных явлений, разрабатывает систему бытовых жанров (роман, повесть, бытовая картина, бытовая драма, бытовой романс) и делает границы между жанрами весьма условными. В искусстве XX в. нарастает тенденция к отрицанию жанров как застывшей формы художественного творчества. Но тем не менее ни один из видов его до сих пор не может обойтись без жанрового деления, отражающего специфику разных областей искусства.
Жанр (фр. – тип, манера) – это род (вид) произведения, определяемый общим характером его содержания.
В музыке жанр – вид музыкального произведения, исторически сложившийся в связи с определенным типом его изложения, его жизненным назначением, условием его исполнения и восприятия (марш, танец, песня, серенада, ноктюрн, симфония, кантата). Сложные жанры инструментальной музыки (симфония, соната, квартет, концерт) формировались на основе простейших жанров, зародившихся в быту народа (песня, танец).
В разных жанрах складывались типичные для них средства выразительности - характерные черты, роднящие все произведения данного типа. Например, для марша – пунктирные маршевые ритмы, для вальса – типичные вальсовые аккомпанементы: бас и аккорд колыбельная – 2-хдольный метр, раскачивающиеся мелодические фигуры, медленный темп, тихие динамические оттенки.
Музыкальные жанры возникли в связи с тем или иным предназначением музыки:
- песенные жанры – обрядовые, походные, лирические;
- танцевальные жанры – вальс, мазурка, полька, лезгинка;
- симфонические или оперные жанры базируются на способе исполнения (симфонический оркестр, в опере - певцы, хор, оркестр, сценическое действие).
Понятие жанра приобретает два смысловых оттенка:
1. с ориентировкой на внутренние признаки, т.е. на характеристику содержания.
2. по внешним признакам (исполнительским средствам).
Например, в живописи: по содержанию - портретная, пейзаж, натюрморт, батальная и.т.д.; по внешним признакам: станковая, акварельная, пастельная, масляная.
- Раздел I. Музыка как вид искусства
- Иллюстративный материал
- Иллюстративный материал Симфонический оркестр
- Систематизация музыкальных жанров по внешним признакам (по исполнительским средствам)
- Характеристика музыкальных жанров по содержанию
- I вариант
- II вариант
- I вариант
- II вариант
- Лекция № 4. Стили и направления в музыкальном искусстве, их связь с общей духовной культурой своего времени.
- Литература