logo
Лекции муз оформ

II вариант

Синтаксис (греч. – составление) – это область в грамматике, посвященная изучению смысловых связей в словесной речи, учение о словосочетании, о предложении.

В музыке также существуют связи между отдельными звуками, образующими музыкальные фразы, между самими фразами. Связи эти возникают на основе лада, метроритма, формы мелодического движения и т.д. – все это говорит о синтаксисе музыкальной речи.

Музыкальное произведение можно сравнить с литературным произведением. Рассказ, роман – имеет замысел, идею и содержание, которое становится явным при постепенном изложении. При этом каждая мысль высказывается в завершенных предложениях, которые отделяются друг от друга точками. В предложении его части – запятыми.

В музыкальном произведении содержание также излагается не в непрерывном потоке звуков. Слушая музыку, мы воспринимаем в ней моменты членения – цезуры. Цезура – момент, в котором происходит отделение одного построения от другого. Цезуры имеют характерные признаки:

- смена регистров, фактуры, мелодического движения, темпа, тембра;

- появление нов. мелодического материала или его повторение;

- цезура между построением и его буквальным или варьированным построением.

Подобно тому как в разговорной речи мысль выражается предложениями, которые состоят из отдельных слов, так и в мелодии предложения делятся на более мелкие структуры – фразы и мотивы (составные элементы музыкальных форм, ячейки, образующие основу мелодии).

Мотив – наименьшая часть мелодии, неделимая ячейка музыкальной речи, которая имеет определенное выразительное значение и которую можно узнать при ее появлении.

- Моцарт. Симфония № 40, гл.п.;

- Чайковский «Немецкая песенка» (д.а.);

- Чайковский. Май. «Белые ночи» (д.а.);

- Гайдн. Менуэт;

- Моцарт. Менуэт;

- Перселл. Ария;

- Мордасов. Старый мотив.

Последования 2-3- мотивов образуют относительно замкнутое построение - музыкальную фразу. Фразы в свою очередь соединяются, и последование 2-х фраз составляет еще более крупное построение, называемое предложение. Последование 2-х предложений составляет законченный раздел, который называется периодом – проста одночастная форма.

Многие мелкие пьесы представляют собой период. Но большей частью музыкальные произведения состоят из цепи периодов.

Так последование двух периодов образует простую двухчастную форму (А+А1, А+В). В вокальной музыке такая форма называется куплетной.

- Чайковский. Май. «Белые ночи» (д.а.) - А+В;

- Майкапар. В садике - А+В;

- Шуман. Марш - А+В;

- Шульгин. Марш октябрят - А+В;

- Гендель. Менуэт - А+А1;

- Перселл. Ария - А+А1;

- Бах. Ария - А+А1

Трехчастная форма состоит из трех разделов (чаще всего - трех периодов): 1-й и 3-й разделы одинаковы; средний – либо продолжает развитие тематического материала 1-й части, либо строится на новом, часто контрастном материале (А+А1+А, А+В+А).

- Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» (д.а.) - А+А1+А;

- Чайковский. «Новая кукла» (д.а.) - А+А1+А;

- Чайковский. «Жаворонок» (д.а.) - А+А1+А;

- Моцарт. Менуэт - А+А1+А;

- Чайковский. «Сладкая греза» (д.а.) - А+В+А;

- Рубинштейн. «Мелодия» - А+В+А;

- Мусоргский. «Баба-Яга», «Балет невылупившихся птенцов» («Картинки с выставки») – сл. 3-хчастная с контрастной серединой;

-Григ. «Шествие гномов» - сл. 3-хчастная с контрастной серединой;

- Прокофьев. Танец рыцарей - сл. 3-хчастная с контрастной серединой;

- Моцарт. Симфония № 40, III ч. - сл. 3-хчастная с trio

Вариации – музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких ее повторений в измененном виде (А+А123…).

- Гендель. Пассакалия g moll – 2957 (basso ostinato);

- Моцарт. Вариации на тему франц. Песенки. – 572;

- Григ. В пещере горного короля – 3641 (soprano ostinato);

- Равель. Болеро – 3139 (двойные вариации);

- Глинка. Камаринская - 3578 (двойные вариации)

- Шостакович. Симфония № 7, I ч., эпизод нашествия – свободные вариации на неизменную тему

Рондо (фр. – хоровод, хождение по кругу) – музыкальная форма, состоящая из многократного повторения одной темы – рефрена (тема проводится не мене 3-х раз), с которым чередуются разделы иного содержания – эпизоды. Форма рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы замкнутый круг (А+В+А+С+Д+А).

- Куперен. Чакона «Любимая» - 2874;

- Моцарт. Ариозо Фигаро «Мальчик резвый…», I д. «Свадьба Фигаро» -

- Глинка. Романс «Ночной зефир» -

- Глинка. Рондо Фарлафа, II д. «Руслан и Людмила» –

- Бородин. Плач Ярославны, IV д. «Князь Игорь» -

- Прокофьев. «Джульетта – девочка» -

- Мусоргский. «Картинки с выставки» - рондо с чертами сюитности.

Крупные произведения, состоящие из отдельных частей, объединенных общим замыслом, относятся к циклическим формам.