I вариант
Музыкальное развитие в произведении непрерывно. Непрерывность поддерживается внутренней динамикой, вызывающей постоянное ожидание дальнейшего развития, вплоть до его окончательного завершения.
В тоже время музыке свойственна членораздельность, расчлененность посредством кадансов, остановок на крупных длительностях, пауз. Эти музыкальные знаки препинания, образующие закругленность, завершенность отдельных построений, называются цезурами (момент раздела между любыми частями формы).
Благодаря сходству в этом отношении со словесной речью (главы, абзацы, фразы и даже слова) музыкальное развитие называется музыкальной речью (фразы, предложения, период).
Главные признаки цезуры:
- паузы;
- остановка на продолжительном звуке;
- повторность мелодико-ритмических фигур;
- смена динамических оттенков, регистров и т.д.
Цезура обычно яснее всего выражена в главном голосе.
Часть формы, отграниченная цезурами, называется построением (независимо от продолжительности – от такта до сотен тактов). Части формы, т.е. построения, отделенные друг от друга цезурами, в то же время находятся в единстве, благодаря которому вместе образуют музыкальное целое.
Подразделение относительно законченной музыкальной мысли на части и их соподчинение друг с другом (единство) – музыкальный синтаксис.
- Раздел I. Музыка как вид искусства
- Иллюстративный материал
- Иллюстративный материал Симфонический оркестр
- Систематизация музыкальных жанров по внешним признакам (по исполнительским средствам)
- Характеристика музыкальных жанров по содержанию
- I вариант
- II вариант
- I вариант
- II вариант
- Лекция № 4. Стили и направления в музыкальном искусстве, их связь с общей духовной культурой своего времени.
- Литература