Вопрос 6-й; Современная хоровая литература Запада и ссср.
Отличительные черты в мелодике, ритмике, гармонии, полифонии и структуре форм по сравнению с литературой прежних стилей. Композиторы. Образцы.
Примечание: При всех ответах - музыкальная иллюстрация в виде цитат и небольших отрывков из данного хорового сочинения.
А.В.Никольский.
А. НИКОЛЬСКИЙ.
К докладу на расширенном собрании хоровой кафедры В.М.Ш. им. Феликса Кона
5-го января 1932 года.
"ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, КАК ОСНОВА МЕТОДИКИ ХОРОУПРАВЛЕНИЯ
В .ВУЗе и ТЕХНИКУМЕ"
(Учебно-образователъное значение дисциплины)
ТЕЗИСЫ.
1. Необходимость возможно полного уточнения задач ХОРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, с одной стороны, ввиду недостаточной еще теоретической разработки их, в другой - ввиду некоторой недооценки, порою кривотолков к даже прямого искажения самого места и значения этой дисциплины в комплексе методических ж музыкально-теоретических дисциплин хоровой специальности.
2. Объем и содержание дисциплины. Виды Хоровой Литературы - по месту /источнику/ и времени их происхождения и развития:
а/ Народная Песня в примитиве и обработках для хора;
б/ Творчеетво национальных композиторов /преимущественно СССР/ как отражающее в себе песенный стиль данной народности, так и всецело оригинальное;
в/ хоровая литература из наследия прошлого - русская от середины ХУШ-го, Западная от ХУ-го и /обе/ до начала XX века включительно.
г/ Современное хоровое творчество - пролетарских композиторов СССР и Запада с одной стороны, и буржуазной послевоенной Европы, с отголосками этого течения, на части русских авторов - с другой.
3. Вопросы, на какие должна отвечать Хоровая Литература по линии методики управления /хороуправления/:
а/ центральная проблема хоровой Методики - проблема форм и разновидностей хора с момента его возникновения; до наших дней, т.е. виды, состав, структура хора, их исторический ход и рост развития, законы последнего, формы изжитые уже, а также некогда зарождавшиеся, но впоследствии, в силу разных причин, совсем или недостаточно, использованные при всей их высокой значимости; дальнейшие перспективы хора как исполнительского аппарата, и проч. подобное.
б/ Вторая, столь же, если не более того значительная, проблема художественно-исполнительских ресурсов, вплотную упирающаяся в проблему хоровых стилей, какие имели место в истории хоровой литературы и какая требует своего оформления в настоящее время.
4. Исторические стили хоровой литературы и их диалектика:
а/ песенный - свободный по роду голосов, числу голосовых партий, количественному соотношению последних, по рисунку мелодии каждого отдельного голоса, без точной фиксации его, по непринужденности исполнения и наличию творческого, всецело "инициативного" начала в момент исполнения песни;
.6/ полифонный / XУ - ХУ1 века/ -"мелодический" же в своем основании, но уже "организованный" как со стороны вокальных средств и форм, а также выработавший и свою специфику, а именно: мелодико-ритмическую самостоятельность каждого голоса в ансамбле или же развитие его по принципу имитации /подражания, подобия/, вместе с тем сохранивший свою преемственность от песни довольно частым использованием ее музыкальной тематики и некоторых оборотов, в самой мелодики;
в/ хоральный - с возвратом к гомофонии, но уже не чисто- мелодической, а облеченной в форму аккордового сопровождения, и тем выдвинувшего новый для своего времени принцип гармонии, построенной на основе ладов - минора и мажора, которые сменила строевой диатонизм песенных и унаследованных от античной древности так наз. «греческих» , ладов;
г/ гармонический - с более развитой аккордикой и приемами голосоведения, частично заимствованными от полифонного, стиля /к.-пункта/, достигший своего полного оформления в ХУШ и XIX века.
/Окончание затеряно/.
- От сотавителя
- А.В.Никольский
- Вопрос 2-й: Литература данного тематического жанра (Оратории, кантаты и т.П.)
- Вопрос 3-й: Данное произведение данного композитора..
- Вопрос 4-й: Литература и хоровой стиль данного композитора во всей совокупности его произведений для хора.
- Вопрос 5-й: а) Хоровая литература хiv-хvi вв.
- Вопрос 6-й; Современная хоровая литература Запада и ссср.
- К.Б.Птица предисловие
- А.В. Никольский
- Жанровые виды и тематика песни.
- II. Технологические основы и формы песни:
- III. Принципы и типы обработки песен для хора.
- Образцы песен ссср в обработке для хора.
- V. Песни западных народов.
- III. Технологические основы и формы песни.
- Программа
- IX. Романтический реализм и народнические течения
- I. Оратория:
- 2, Кантата (духовная и светская),
- 3. Месса и реквием.