logo search
Хоровая литература (пособие)

Вопрос 6-й; Современная хоровая литература Запада и ссср.

Отличительные черты в мелодике, ритмике, гармонии, полифонии и структуре форм по сравнению с литературой прежних стилей. Композиторы. Образцы.

Примечание: При всех ответах - музыкальная иллюстрация в виде цитат и небольших отрывков из данного хорового сочинения.

А.В.Никольский.

А. НИКОЛЬСКИЙ.

К докладу на расширенном собрании хоровой кафедры В.М.Ш. им. Феликса Кона

5-го января 1932 года.

"ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА, КАК ОСНОВА МЕТОДИКИ ХОРОУПРАВЛЕНИЯ

В .ВУЗе и ТЕХНИКУМЕ"

(Учебно-образователъное значение дисциплины)

ТЕЗИСЫ.

1. Необходимость возможно полного уточнения задач ХОРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, с одной стороны, ввиду недостаточной еще теоретической разработки их, в другой - ввиду некоторой недооценки, порою кривотолков к даже прямого искажения самого места и значения этой дисциплины в комплексе методических ж музыкально-теоретических дисциплин хоровой специальности.

2. Объем и содержание дисциплины. Виды Хоровой Литературы - по месту /источнику/ и времени их происхождения и развития:

а/ Народная Песня в примитиве и обработках для хора;

б/ Творчеетво национальных композиторов /преимущественно СССР/ как отражающее в себе песенный стиль данной народности, так и всецело оригинальное;

в/ хоровая литература из наследия прошлого - русская от середины ХУШ-го, Западная от ХУ-го и /обе/ до начала XX века включительно.

г/ Современное хоровое творчество - пролетарских композиторов СССР и Запада с одной стороны, и буржуазной послевоенной Европы, с отголосками этого течения, на части русских авторов - с другой.

3. Вопросы, на какие должна отвечать Хоровая Литература по линии методики управления /хороуправления/:

а/ центральная проблема хоровой Методики - проблема форм и разновидностей хора с момента его возникновения; до наших дней, т.е. виды, состав, структура хора, их исторический ход и рост развития, законы последнего, формы изжитые уже, а также некогда зарождавшиеся, но впоследствии, в силу разных причин, совсем или недостаточно, использованные при всей их высокой значимости; дальнейшие перспективы хора как исполнительского аппарата, и проч. подобное.

б/ Вторая, столь же, если не более того значительная, проблема художественно-исполнительских ресурсов, вплотную упирающаяся в проблему хоровых стилей, какие имели место в истории хоровой литературы и какая требует своего оформления в настоящее время.

4. Исторические стили хоровой литературы и их диалектика:

а/ песенный - свободный по роду голосов, числу голосовых партий, количественному соотношению последних, по рисунку мелодии каждого отдельного голоса, без точной фиксации его, по непринужденности исполнения и наличию творческого, всецело "инициативного" начала в момент исполнения песни;

.6/ полифонный / XУ - ХУ1 века/ -"мелодический" же в своем основании, но уже "организованный" как со стороны вокальных средств и форм, а также выработавший и свою специфику, а именно: мелодико-ритмическую самостоятельность каждого голоса в ансамбле или же развитие его по принципу имитации /подражания, подобия/, вместе с тем сохранивший свою преемственность от песни довольно частым использованием ее музыкальной тематики и некоторых оборотов, в самой мелодики;

в/ хоральный - с возвратом к гомофонии, но уже не чисто- мелодической, а облеченной в форму аккордового сопровождения, и тем выдвинувшего новый для своего времени принцип гармонии, построенной на основе ладов - минора и мажора, которые сменила строевой диатонизм песенных и унаследованных от античной древности так наз. «греческих» , ладов;

г/ гармонический - с более развитой аккордикой и приемами голосоведения, частично заимствованными от полифонного, стиля /к.-пункта/, достигший своего полного оформления в ХУШ и XIX века.

/Окончание затеряно/.