logo search
Лекции муз оформ

Характеристика музыкальных жанров по содержанию

Самая общая характеристика жанров, непосредственно обращающаяся к их содержанию, дается уже в названиях: лирическая, драматическая, эпическая музыка. Сюда же относится и программная музыка.

Для более конкретных жанровых характеристик исторически выработалось очень много специальных названий. Соната, симфония, увертюра, сюита, концерт, поэма, фантазия, баллада – все это жанровые названия более или менее крупных произведений.

Опера, кантата, оратория, симфония – здесь подразумеваются не только исполнительские средства но и сущность этих жанров.

Более определенная жанровая характеристика дается двойными названиями. Например, лирико-психологическая, эпическая, опера или симфония; пасторальная соната или драматическая поэма.

Бесчисленны жанровые названия произведений меньшего масштаба. Например, песни без слов у Мендельсона; прелюдии, этюды, ноктюрны, баллады у Шопена; рапсодии у Листа; этюды-картины у Рахманинова, сказки у Метнера и Прокофьева.

Некоторые из этих названий носят общий характер, в других дается более конкретная жанровая характеристика. Например, французские и английские сюиты Баха, «Норвежские танцы» Грига, «Итальянское каприччио» Чайковского, «Арагонская хота» Глинки.

В творчестве романтиков встречаются самые разнообразные программные названия с более индивидуализированной жанровой характеристикой. Программность – характернейшая черта романтической эпохи. Обращение к программности вызвана стремлением композиторов–романтиков непосредственно выразить языком музыки конкретный замысел, образ, характер, сблизить музыку с другими искусствами, литературой, живописью. Сложность отражаемых явлений, новизна средств и форм – все это требовало авторских указаний, которые направляли бы внимание и помогли правильно осознать смысл произведения. Композиторы по-разному воплощали это общее стремление. Берлиоз сам писал для своих симфоний развернутую программу, наподобие оперного либретто. Произведения Листа навеяны образами мировой литературы и принимали их же названия. Например, симфонии «Фауст» (каждая часть имеет название: «Фауст», «Гретхен», «Мефистофель»), «Данте» по «Божественной комедии» Данте; симфонические поэмы «Орфей» - античная мифология, «Гамлет» по Шекспиру, «Битва гуннов» по фреске немецкого художника Кацльбаха. Шуман придумывал характерное для данной пьесы название, указывающее на конкретное содержание, или выражал в заголовке общую поэтическую идею, замысел. Например, фортепианные циклы «Бабочки», «Цветы». А иногда, детализируя содержание, дает каждой пьесе цикла индивидуальный заголовок. Это относится к миниатюрам «Пьеро», «Приятные встречи», «Нежные признания», «Кокетка» и т.д., входящим в фортепианный цикл «Карнавал».

В беспрограммной музыке наиболее определенны названия танцевальных жанров. Шопен в своем фортепианном творчестве ограничивался лишь определением жанра произведения: ноктюрн, баллада, полонез, мазурка, вальс.

Жанр, как обобщение музыкально – общественной практики, является существенным средством выражения художественного образа в музыкальной литературе. Например:

- в творчестве Бетховена и Шуберта большое значение приобрел маршжанр, связанный с эпохой французской революции, революционного движения масс, с эпохой наполеоновских войн;

- народно-песенные и танцевальные жанры в творчестве русских композиторов XIX-XX веков. Например: танец «мазурка» - как средство создания национального колорита – Глинка. Опера «Иван Сусанин», II действие; частушки – как средство музыкальной характеристики образа в связи с текстом в песне – Свиридов. Поэма «Памяти С.Есенина», VII часть «Крестьянские ребята».

С изменением содержания общественной мысли меняются и типичные для того или иного времени музыкальные жанры – отмирают одни (например, грегорианский хорал, ричеркар) и появляются другие (авторская песня, рок-опера).

Музыкальное произведение, как и произведение любого другого вида искусства, являет собой единство содержания и формы.