logo search
Хоровая литература (пособие)

А.В.Никольский

ОБЪЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ И ПЛАН АНАЛИЗА ХОРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

(Каких сторон произведения касаться и что именно о них говорить)

I. А) Объекты и принципы музыкально-теоретического анализа.

1.: Содержание, т.е. тематика и сюжетика произведений: краткое изложение содержания произведения в целом и данного номера в частности, с оценкой идеологической качественности.

2. Жанр (Оратория, Кантата, Месса, Реквием, Симфонические, оперные и др. хоры): характеристика типа по форме и содержанию, время возникновения, этапы развития, высшая ступень развития, современное состояние, - с общим указанием условий роста и упадка.

3. Стили "формальные" или фактура письма (музыкально-технологические): гомофонно-мелодический (одноголосный), гармонический (хорально-строгий или аккордовый с мелодико-ритмической обработкой голосов), полифонный (строгий и свободный) и смешанный (полифонно-гармонический).

4. Стили школ и направлений ("исторические"): народно-песенный, стиль вокальной .полифонии, гомофонно-гармонический, классический, романтический "ранний" и "поздний", реалистический, неоромантический и неоклассический, экс - и импрессионистический, урбанистический и др.

5. Стили индивидуально-авторские: принадлежность композитора к известному историческому стилю, отличительные особенности его выявления в мелодике, гармонии, полифонии, формах структуры и тематике. Специфику данного композитора.

ПРИМЕЧАНИЕ: 0 каждом виде стилей (3,4,5) указать радиус его действенности от момента возникновения к моменту кульминации и по начало упадка, а также современную роль.

6 Что отметить

а) в мелодике: ладовую основу, характерные формы и особенности метроритма, диапазон, протяженность, архитектонику (четкая расчлененность, непрерывность, тип линеарности).

б) в гармонии: ладовую основу, тип аккордики, наличие или отсуствие фигурации, строгую диатоничность или наоборот, значительное применение хроматизма (гл. образом в аккордике).

в) в модуляции: использование общей гармонии, непосредственное сопоставление тональности, иногда далекого родства, применение хроматизма и энгармонизма.

г) в полифонии: тип контрапункта (строгий, свободный, смешанный), тип формы (фуга, канон, имитация, остинатный бас, мотет).

7. Тема: объем (граница начала и окончания), фактура изложения (гомофонно-мелодическая в полифонии, мелодико-гармоническая в других сочинениях) количество тем во всем сочинении (главная, побочная, эпизодическая) тип разработки (полифонно-цветистый, имитационный, гармонический с применением модуляции или без нее, секвенциобразный, ритмический и др.)

8. Архитектоника - а) фуги; тема, противосложение (удержанное или свободное), интермедии (материал, структура, количество, отношение к объему всей фуги), б) стретты. -разработка темы (модуляционный план, применение стретт, обращений, увеличение и уменьшение темы). Реприза, дополнение, кода. Двойная фуга: контрастность тем (мелодическая и ритмическая), экспозиция тем (раздельная или одновременная), разработка (обоих тем совместно или каждой порознь). Образцы фуг тройной и четверной, в) Канона: длина темы, интервал имитации, количество голосов, наличие или отсутствие вне-тематического материала, степень "строгости" (выдержанность темы в голосах), г) Имитация; основания для непризнания пьесы фугой или каноном (интервал имитации, структура экспозиции и проч. элементов указанной формы), д) сложных классических форм - типа Песни с Трио. Рондо с одной, двумя и тремя темами, Сонатного Аллегро и аналогичных ему: главная и побочная темы, ходы повторения темы, схема формы в целом.

9. Общий принцип Ритмоформы; 2-х и 3-х частность, как таковая, акцент (кульминация), прямое или восходящее или волнообразное нарастание кульминационных напряжений, и их разрешений. Ямбизм и хореизм ритмоформы.

Б. Вокально-хоровые свойства и особенности произведения:

1. Тип хора, количество и виды голосовых партий, обще-хоровой диапазон.

2. Степень вокалистической культуры голосов, требуемой для исполнения произведения.

3. Диапазон динамических требований, темповых и агогических.

4. Дивизи: простое октавное удвоение голосов, наложение тембров, перекрещивание голосов, добавочные голоса. Дивизи а-2, а-3, А-4.

5. Инструментализм хоровой фактуры: 1) как аналог смычковых инструментов (гаммообразные и фигуральные пассажи, "хоровое "пиччикато", у мастеров итало-французской школы и т.п., 2) или аналог духовых деревянных и медных (ходы по интервалам натуральной гаммы, фанфарообразные, сигнальные и т.п.), 3) "органный" (нарочитая густота, связность и полнота звучности), 4) ритмический (воспроизведение резких ударов, шума, грохота, дисгармонии и т.п.).

6. Звучность с расчетом: I) на многочисленность голосов в хоре, 2) на колористичность тембровых качеств голосов - натуральную или искусственную ("тембризация" приемами наложения, удвоения и перекрещивания партий), 3) на контрастность темповых и агогических смен, 4) на прямую эффективность темпа данного типа, 5) на динамику со сменами ее степени и 6) на ритмику и т.п.

7. Значение и роль: структуры форм, стилей формально-технологических, специфики стиля школы и направления (исторического), а также индивидуально-авторского, жанра эпохи - связи их с тематикой произведения.

8. Стиль ("тонус"): эпический, лирический, драматический, образно-описательный - сценически-программный-этнический и т.п.

9. Моменты исключительной трудности: тесситурного порядка, дикционного, ритмического, вступлений, окончаний фразы, интонации, строя, ансамбля и пр.

10 Требования технически-дирижерские: темп, метры, фразировка, интерпретация в целом и проч.

II. ПЛАН ДОКЛАДА НА ЗАЧЕТЕ.

Вопрос: Стиль, его главнейшие представители и образцы?

Кратко (лаконично): эпоха возникновения, высший момент развития, преобладающий вид стиля формального, специфика стиля по жанровым видам сочинения, тематике и проч. (§§ 4 и 6). Перечень композиторов и их произведений для хора.

Детально; - при анализе конкретного образца (-ов): I) содержание, тема (§§ 1,7), жанровый вид формы (§8) и 2) все пункты раздела "Б".