logo search
Лекции муз оформ

Иллюстративный материал

1. П. Чайковский. «Детский альбом»;

2. П. Чайковский. «Времена года»;

3. Р. Шуман. «Альбом для юношества»;

4. Пьесы для фортепиано ДМШ.

Музыкальные инструменты

Материальная основа музыкального искусства – музыкальные звуки, извлекаемые голосом или на музыкальном инструменте, посредством колебания упругого тела. Звукообразующие части музыкального инструмента изготовляются из дерева, металла, кости, стекла, кожи животных, нейлона и.т.д.

Вызванные исполнителем колебания упругого тела порождают звуковую волну, воздействующую на органы слуха и далее на кору головного мозга. Колебания правильные, периодичные порождают определенный тон – звук, высоту которого можно определить. Большинство музыкальных инструментов издает тоны, т.е. музыкальные звуки.

Каждый музыкальный инструмент, отличаясь от других источником звука, обладает свойственным ему способом и приемом звукообразования, что зависит от характера возбудителя колебания (смычок, пальцы музыканта, медиатор или плектр; выдыхаемый или вдыхаемый ток воздуха; молоточки, палочки). Большинство м.и. имеет резонатор, усиливающий громкость звучания (корпус, дека, столб воздуха)

Техника игры на м.и. и звуковая окраска (тембр) во многом определяются обертонами, состав которых у разных инструментов неодинаков. Звуки, у которых преобладают низкие обертоны, звучат гулко, звуки с преобладанием средних – мягко, с преобладанием высоких резко. Обертоны входящие в состав звука и определяющие его окраску как частичные тоны, могут быть извлечены отдельно на струнах и духовых инструментах. У струнных отдельно звучащие обертоны (флажолеты) возникают от легкого прикосновения пальцами к ½,1/3,1/4 и т.д. струны, что вызывает колебание соответствующей части струны, у духовых - разной интенсивностью напряжения губ играющего и выдыхаемого тока воздуха.

В зависимости от источника звука и способа звукообразования музыкальные инструменты делятся на:

-струнные (смычковые, щипковые, клавишные ударные);

- духовые (деревянные, медные, клавишные);

-ударные (пластиночные, перепончатые, самозвучащие, а так же ударные с определенной высотой звука и неопределенной высотой);

- электроинструменты – способ звукообразования построен на принципе преобразование электрических волн в звуковые.

Оркестр – это многочисленный коллектив музыкантов – инструменталистов, исполняющих произведения специально предназначенных для данного состава. Иногда оркестры состоят из однородных инструментов (например оркестр баянистов), однако чаще они бывают составлены из разных инструментальных групп. В зависимости от состава оркестры имеют различные выразительные тембровые и динамические возможности и носят разные наименования: духовой оркестр, камерный оркестр, оркестр русских народных инструментов, эстрадный оркестр

Симфонические оркестры – наиболее совершенный и богатый по выразительным возможностям из оркестров, распространенных в современной практике. Крупные симфонические оркестры насчитывают более ста музыкантов. Тембровые и динамические возможности симфонического оркестра исключительно велики и разнообразны.

Симфонический оркестр формировался в течение столетий. Его развитие долгое время происходило в недрах оперных и церковных ансамблей. Такие коллективы в 15-17 вв. были небольшими и разнородными, в их состав входили: лютни, виолы, флейты с гобоями, тромбоны, арфы, барабаны. Постепенно, главенствующие положение завоевали струнные смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их боле сочным и певучим звуком. К началу 18 века они уже безраздельно господствовали в оркестре. Объединились в отдельную группу и духовые (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра пришли в симфонический трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин. Такой состав оркестра характерен для Баха, Генделя, Вивальди.(пер. пол. 18 века).

С середины 18 в. начинают формироваться гомофонно - гармонические жанры: симфония, инструментальный концерт. Теперь композиторы стремились к тембровому разнообразию рельефному вычленению оркестровых голосов. Меняются функции новых инструментов. Композиторы постепенно отказываются от клавесина, опираясь главным образом на струнную и духовую группы.

К концу 18 в., сложился так называемый классический состав оркестра:

- около 30-ти струнных;

- две флейты;

- два гобоя;

- два фагота;

- две трубы;

- две- три валторны;

- литавры;

- в скоре к духовым инструментам присоединился кларнет.

Для такого состава писали композиторы венской школы Гайдн, Моцарт, Бетховен.

В 19 в., развитие оркестра шло по двум направлениям:

- с одной стороны он обогащался инструментами многих видов, благодаря композиторам романтикам (Берлиозу, Листу, Вагнеру);

- с другой стороны развивались внутренние возможности оркестра: звуковые краски становились чище, фактура яснее, выразительные ресурсы экономичнее (оркестр Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова).

Значительно обогатили оркестровую палитру и композиторы конца 19 - пер. пол. 20 вв. (Дебюсси, Равель, Стравинский, Шостакович).

Современный симфонический оркестр состоит из четырех групп:

- струнная группа – фундамент оркестра (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). Струнные являются носителями мелодического начала в оркестре, их количество составляет примерно 2/3 всего оркестра;

- деревянная духовая группа (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) уступая смычковым в тембровой насыщенности и разнообразии приемов игры, духовые обладают большей силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками;

- медная духовая группа (валторна, труба, тромбон, туба). Она обогащает динамические возможности оркестра, придает звучанию мощь и блеск, служат ритмической опорой;

- ударная группа. Основная их функция – ритмическая, кроме того, они украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на два типа: имеющие определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола), не имеющие точной звуковысотности (треугольники, бубен, малый и большой барабаны, тарелки).

Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенную роль играет арфа. Иногда композиторы включают челесту, фортепиано, саксофон и даже орган.

Для симфонического оркестра созданы жанры: симфонии, сюиты, поэмы, увертюры. Симфонический оркестр является непременным участником музыкальных спектаклей (опер, балетов, оперетт) а так же ораторий, кантат.

Камерные оркестры, состоящие обычно из 12 -20 участников (струнная группа, флейта, гобой, валторна, клавесин, иногда старинные инструменты), исполняют главным образом ансамблевую музыку 17-18 вв., а так же произведения современных композиторов специально написанных для камерного состава. Руководит оркестром кто - либо из числа участников (обычно первый скрипач).

Наиболее популярные составы:

- фортепианное трио (фортепиано, скрипка, виолончель);

- струнный квартет (две скрипки, альт, виолончель).

Оркестр русских народных инструментов (домры, балалайки, баяны, гусли, жалейки, рожки, свирели, смычковые гудки и ударные - литавры, треугольник, бубен, барабан, тарелки, колокольчики). Организатором первого в России оркестра русских народных инструментов был виртуоз-балалаечник В. Андреев. Лучшие современные оркестры русских народных инструментов – оркестр им. Осипова, и оркестр им. Андреева.

Духовой оркестр состоит из, духовых инструментов (саксгорны, корнеты, валторны, тромбоны, флейты, гобои), ударных (литавры, большой, малый барабаны, тарелки). Количество исполнителей – 12-15 человек. Большие духовые оркестры объединяют до ста музыкантов. Обладая мощной и яркой звучностью, духовой оркестр является незаменимым при игре на открытом воздухе во время праздников, парадов, демонстраций.

Электрические музыкальные инструменты – группа музыкальных инструментов, в которых звучание достигается при помощи электрической энергии. Инструменты такого рода начали появляться еще в конце 19 века; многих музыкантов и конструкторов привлекала возможность имитировать различные инструменты, произвольно менять тембр, смешивать и разнообразить их. На электроинструментах играют как и на обычных, т.е. при помощи клавиатуры, грифа, падалей. В 1921 г., российский ученый Эл. Термин изобрел терменвокс, звучащий по желанию как скрипка, флейта, труба, виолончель. К одноголосным электрическим музыкальным инструментам относятся так же – траутониум и эмиритон.

Из многоголосных электрических музыкальных инструментов известностью пользуются электрические органы (первые образцы – конец 19 в. США). Популярен инструмент, сконструированный российским изобретателем Мурзиным и названный им АНС в честь композитора А.Н. Скрябина.

Электрогитары, электробаяны, и др. подобные инструменты в строгом смысле не явл. электрическими: это обычные инструменты в которые вмонтирован радиоусилитель.