2.3 Организация учебных и домашних занятий
Правильная организация занятий ученика требует, чтобы ребенок ясно представлял себе цели работы, ее смысл, умел среди многих дел выделить главное, умел наметить план и порядок выполнения музыкальных задач. Практика показывает, что от плохой организации домашних занятий возникают нежелательная перегрузка, хроническая нехватка времени для их выполнения и для отдыха.
Внимание и собранность на уроке, дисциплина и целенаправленная организация системы домашних занятий, а главное - ответственность за то, что он делает, - вот, пожалуй, важнейшие условия плодотворности занятий юного гитариста. С первых уроков обучения в музыкальной школе следует не только давать детям новые знания, но и постоянно помнить, что ученик является не отдельным пассивным объектом научения, а творческой личностью. При этом немаловажное значение имеет организация рабочего места, как в классе, так и дома.
Следует научить ученика ценить время и силы педагога, не вынуждать делать указания лишь для того, чтобы на следующем уроке услышать те же ошибки, а стало быть, и повторять все заново, -- об этом следует договориться с учеником в сам начале обучения, и как можно тверже и категоричнее. Это должно превратиться в нравственное правило отношений ученика и учителя. Педагог и родители должны понимать, что все это, прежде всего, необходимо и самому ученику.
С первых дней обучения в музыкальной школе необходимо учить ученика правильно учиться, учить, как рационально работать в классе и дома, уметь организовать урок, до минимума сократив потери рабочего времени, предложить задание на дом, требующее не просто механического повторения классных упражнений, а творческих усилий. Объяснить ученику, что сила его воли является основой организации труда. И все, конечно же, с доброжелательностью, во имя любви к инструменту и музыке.
Внимательно изучая возможности ученика в работе на инструменте, необходимо воспитывать у него волю, которая проявляется в систематичности занятий и в продвижении вперед. Следует постоянно нацеливать ученика на познание самого себя, своих возможностей и в то же время стремиться к невозможному, стараясь преодолевать трудности, тренировать волю, воспитывать характер, целеустремленность. Развивать силу воли необходимо постепенно и последовательно на конкретных задачах, понятных и доступных самому ученику. Это придаст ученику уверенности в собственных силах, своих возможностях.
Зачастую учащиеся невнимательны. Они не могут сосредоточиться, длительно кропотливо работать, пропускают вначале что-то важное в положении рук, а потом и звукоизвлечении. Чтобы постоянно поддерживать внимание, ученику необходимо четко представлять стоящую перед ним задачу, ее объем и необходимое для ее выполнения время. Эта цель должна быть ясной как учителю, так и ученику.
Знания, которые ученик получает от учителя, приобретаются учеником на уроке, в классе, а домашние задания закрепляют их. Не следует давать на дом ничего недопонятого на уроке. Для организации домашних занятий полезно использовать режим дня, который должен составляться в соответствии со способностями и возрастом ученика.
Очень важно, чтобы родители обеспечили дома наилучшую психологическую атмосферу для занятий. Заинтересованность родителей в обучении детей в музыкальной школе благотворно влияет на психику ученика.
Вот несколько важных правил организации домашних занятий:
1. Рациональная организация рабочего места. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Свет должен падать из-за спины. Чистые руки, свежая голова. Опрятность, хорошее состояние инструмента (гитару хранить в чехле). Бережное отношение к нотам.
2. Занятия проводить ежедневно и, по возможности, в одно и то же время. Малышам целесообразно заниматься два раза в день, второй раз в присутствии родителей.
З. Педагогу следует помочь установить порядок выполнения домашних заданий (подход индивидуальный).
4. Задания должны быть ясными, конкретными, доступными.
5. После занятий убрать нотную литературу в папку. Протереть струны, гитару положить в чехол.
- Введение
- 1. Классическая гитара. Общие сведения
- 1.1 Гитара в системе отечественного музыкального образования
- 1.2 Сравнительный анализ школ игры на классической гитаре
- 2. Обучение первоначальным навыкам игры на гитаре
- 2.1 Планирование и организация первых уроков
- 2.2 Положение инструмента, правой и левой руки
- 2.3 Организация учебных и домашних занятий
- 2.4 Звукоизвлечение апояндо