logo
Инфо о Скерцо и Шопене

Мазурки

Мазурка играет важную роль в творчестве Шопена: это символ Польши, символ Роди-ны. Большинство мазурок были написаны Шопеном уже на чужбине – в Париже.

Мазурка – танец польского происхождения. Слово «мазурка» произошло от названия провинции Мазовия. Ритмическая формула мазурки: .

В своих мазурках Шопен отразил музыкальные впечатления своего детства. Шопен почти не цитирует польских мелодий, но чудесно воссоздает дух и стиль польского танца.

Темы в ритме мазурки встречаются и в других сочинениях Шопена (прелюдиях, полонезах и др.) как светлый и поэтичный образ.

Шопен написал более 50 мазурок. Это романтические миниатюры, а не просто танцы, поэтому мазурки, как и многие пьесы Шопена, исполняются rubato.

Мазурки Шопена многотемные, чаще – рондообразные. В них встречаются ритмы других польских танцев (оберек, куявяк).

Мазурки Шопена можно условно разделить на 3 образные группы:

    1. «Бальные» мазурки (например, мазурка B-dur op. 7  №1);

    2. «Картинки» (образки – так их называл сам Шопен по свидетельству Ф. Листа) – ма-зурки в деревенском стиле с имитацией деревенского ансамбля (волынка, скрипка, контра-бас), с опорой на Т и D. В этих мазурках часто встречаются необычные лады (например, мазурки C-dur op. 24 №2, C-dur op. 56 №2, F-dur op. 68 №3);

    3. Лирические мазурки (жаль, польск. – грусть) – не танцевальные мазурки (нет баса на сильную долю, сглажен танцевальный аккомпанемент). Самый яркий пример – мазурка a-moll op. 17 №4, лирическая поэма. К этой группе относятся и ранняя мазурка a-moll op. 7 №2, и поздняя мазурка a-moll op. 68 №2, и лирико-драматическая мазурка fis-moll op. 6 №1.

Последним сочинением Шопена стала мазурка op. 68 №4, полная глубокой печали и жалобы.