logo
Инфо о Скерцо и Шопене

Раннее творчество

  • 1-я группа произведений: Основные произведения концертные, виртуозные и несколько сложные, пышные, для фортепиано с оркестром.

  • 2-я группа: миниатюры – вальсы, мазурки, полонезы.

  • Высшее достижение этого периода – 2 фортепианных концерта. В 1828 г. Шопен первый раз выехал в концертную поездку за границу. Был в Берлине, Вене, Праге и Дрездене. В 1830 г. он наметил с друзьями новую концертную поездку. Осенью он поехал в Вену, а потом в Париж. В это время в Праге назревало восстание, которое Шопен горячо поддерживал. По дороге в Париж – в городе Штутгарде он узнал о разгроме восстания. Это его потрясло. Он рвался на родину, но его удержали друзья.

  • После этого творчество Шопена изменилось. Появился невиданный до этого драматизм. Написал бурный этюд – c-moll, который он назвал Революционным (этот этюд был написан там же – в Штутгарде). Впечатление о разгроме восстания выразилось затем и в других произведениях (1-я баллада, прелюдии a-moll и d-moll).

  • 30-40 гг.

  • Главный период творчества. Париж в 30-40 годы стал культурным центром Европы. Туда стекались все знаменитости: Бальзак, Стендаль, Гюго, Мериме, Мюссе, Делакруа (художник, который написал единственный портрет Шопена), Гейне, Мицкевич, Лист, Россини, Доницетти, Беллини и др. Там были знаменитые оперные певцы: Паста, Малибран, Виардо, а так же там были: Берлиоз, Обер, Галеви. В Париже выступали пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Тальберг, а так же Паганини. В Париже Шопен сблизился с поляками. Вступил в польское литературное общество. Прежде всего Шопен завоевал Париж как пианист. У него был тончайший звук. Шопен был очень слаб, поэтому его F воспринималось как i . Он очень хорошо передавал тонкость колорита. У него было удивительное rubato. В дальнейшем Шопен мало выступал в концертах. Он играл в основном для своих друзей- поляков.

  • 1836-1837гг.

  • Годы романа с полькой Марией Водзиньской. Её родители не дали им пожениться. После смерти Шопена нашли пачку писем с Марией.

  • 1838-1847гг.

  • Годы совместной жизни с писательницей Жорж Санд (псевдоним). Она носила мужские костюмы, курила трубку, была похожа по характеру и складу ума на мужчину. Они не женились. У Жорж Санд было 2 ребёнка (не от Шопена).

  • Годы рассвета творчества. Жорж Санд познакомила Шопена с лучшими людьми Парижа. Зимой Шопен давал частные уроки, а летом жил на заработанные деньги и занимался творчеством.

  • В 1838 г. Шопен и Жорж Санд поехали на остров Майорка. Там была романтическая атмосфера, которая вдохновила его на 2-ю балладу, полонезы и 3-е скерцо.

  • До 1838 г. Шопен писал почти исключительно миниатюры: мазурки, этюды, полонезы, вальсы, ноктюрны. Крупная форма в период до 1838 г. – 1-я баллада, 1-е и 2-е скерцо. После 38 г. у Шопена обнаруживается стремление к драматическим и крупным жанрам: 2, 3 и 4 баллады, сонаты b-moll и h-moll, фантазия f-moll, полонез-фантазия, 3 и 4 скерцо. Даже миниатюры становятся драматическими и большими (ноктюрн c-moll, полонез As-dur).

  • В 1847 г. - разрыв с Жорж Санд. Остальные годы – постепенное угасание творчества. В 1848 г. Шопен поехал на гастроли в Лондон. Там он давал уроки, немного выступал в салонах. Последний раз выступал на польском балу. Умер Шопен от туберкулёза на руках своей сестры. На похоронах исполняли реквием Моцарта. По завещанию Шопена его сердце перевезли в Варшаву. С середины 40-х гг. в его творчестве появились новые тенденции: спокойная созерцательность, светлая гармония. Музыкальный язык более сложный. Появляется больше полифонических приёмов. Многослойность мелодии. Гармония хроматизирована. Отсюда начинается путь к музыкальному эмприссионизму (Дебюсси и др.). Это воплощено в его “Колыбельной”.