logo
Инфо о Скерцо и Шопене

Полонезы

Полонез (букв., фр.) – «польский» [танец]. Это придворный танец-шествие, выражаю-щий горделивый, воинственный дух польской шляхты (аристократии), рыцарства. Ритмичес-кая формула полонеза:  .

Для Шопена полонез также важен, как и мазурка – это тоже символ Польши, но герои-ческий, мужественный. Всего Шопен написал 16 полонезов.

Если мазурки Шопена – это чаще всего камерные пьесы с несложной фактурой, то полонезы – в основном виртуозные концертные пьесы, звучащие оркестрально, с развитой фактурой, охватывающей все регистры.

Полонезы можно условно разделить на 2 образные группы:

    1. Торжественные бальные полонезы (например, полонез A-dur; тема середины в D-dur звучит как призывное соло трубы);

    2. Некоторые полонезы из танца вырастают в большую драматическую фантазию и содержат внутренний контраст. В центральном эпизоде полонеза  fis-moll, полного траги-ческого пафоса, – светлая, нежная мазурка. Полонез es-moll – тоже с контрастной серединой; это целая драматическая поэма в ритме полонеза, здесь сложная трехчастная форма:

A (2 темы) B A

 C (марш)

   A  B  A

I часть      

  реприза

Вальсы

Всего Шопен написал 17 вальсов. Их можно разделить на группы:

  1. Блестящие виртуозные концертные пьесы (в духе «Приглашения к танцу» Вебера), передающие атмосферу бала (№1 Es-dur);

Камерные лирические поэмы в ритме вальса, технически несложные – это вальсы для камерного музицирования. Вальс №10 h-moll Шопен написал в 19 лет, вальс №9 As-dur был написан перед прощанием с М. Водзиньской; знаменитый вальс №7 cis-moll посвящен баронессе Ротшильд, он представляет собой трехчастную форму с рефреном: A R | C R | A R