logo
Инфо о Скерцо и Шопене

Произведения для фортепиано соло

  • Мазурки – около 60

  • Полонезы – около 20

  • Этюды – 27

  • Экспромты – 4

  • Вальсы – около 15

  • Ноктюрны – 16

  • Прелюдии – 25

  • Скерцо – 4

  • Баллады – 4

  • Фантазия – 1

  • Баркарола – 1

  • Колыбельная – 1

  • 3 сонаты

  • Произведения для фортепиано с оркестром

  • 2 концерта

  • Рондо аля Краковяк

  • Рондо аля Мазур

  • Фантазия на польские темы

  • Анданте спинато

  • Большой блестящий полонез

  • Вариации на темы оперы Моцарта “Дон Жуан”

  • А так же:

  • Фортепианное трио

  • Соната для виолончели с фортепиано

  • 20 песен

  • Шопен создал свой фортепианный стиль, в котором сочетается и виртуозность, и тонкий, глубокий лиризм. Он создал новые типы звучания фортепиано, новый колорит звучания фортепиано, новая техника в педали.

  • Шопен переосмыслил разные жанры фортепианной миниатюры. Прелюдия стала самостоятельной, а не вступительной пьесой. По глубине прелюдия или экспромт приближаются к драме. Он сделал много нового в жанре этюда. Каждый этюд – романтическая миниатюра, и вместе с тем каждый этюд – путь к овладению новыми техническими приёмами.

  • Ноктюрн и вальс. Есть ноктюрны трагические по звучанию (c-moll) со сложным непрерывным развитием. Вальсы и блестящие, концертные, виртуозные, и есть глубоко лирические.

  • Шопен создал новые жанры романтической миниатюры на основе польских танцев – мазурка, полонез, краковяк.

  • Создал новые жанры крупной формы. Это: скерцо, которое до того входило в состав симфонического цикла (у Бетховена со 2-й симфонии); баллада, которая до этого была в немецкой поэзии. Это – сложные жанры, в которых присутствует синтез разных форм, и, в том числе, даже циклических. Шопен – величайший мастер мелодии. Мелодические истоки у него разные. Его мелодии сочетают черты национальной польской песенности и классику итальянского Бельсанта. В мелодиях есть и певучесть, и декламационность, и сложное инструментальное развитие. Особое своеобразие мелодиям Шопена придаёт орнаментика. Эти украшения тематически важны. Истоками своеобразия служит скрипичное народное варьирование и виртуозное итальянское пение. Гармонический язык усложняется, но гармонии очень певучие, они как бы сложены из певучих голосов. Особенности гармонии: Отдалённые тональности, альтерации, энгармонические модуляции, модуляции в далёкие тональности. Это подготовило Листа, Скрябина и других более поздних композиторов.