logo
Инфо о Скерцо и Шопене

Мазурки

  • Для Шопена мазурки – символ Родины. Последние его произведения – мазурки. Значение этого жанра сопоставимо по значению с песней у Шуберта. Это- маленькие фортепианные миниатюры, в которых Шопен наиболее близко соприкоснулся с польским фольклором, со звучанием народного ансамбля. Он выразил в мазурках характерные черты её разновидностей: Мазур, Оберек, Куявяк. Его мазурки можно разделить на деревенские (№ 3, E-dur), бальные или шлиссецкие (№5) и лирические мазурки. Шопен называл мазурки обрасками.

  • 3 – E-dur. Изображается волынка, скрипка и контрабас. Деревенская.

  • 5 – B-dur. Эффектная, с большими скачками. Средняя часть в b-moll. Воспроизводит лады и интонации дважды гармонического лада.

  • 6 – a-moll. Лирическая.

  • 10 – B-dur. Бальная.

  • 13 – a-moll. Яркий пример лирической мазурки. Певучая гармония.

  • 14 – g-moll. Лирическая.

  • 15 – C-dur. Деревенская. Изображает народный ансамбль. В 3-й теме используется лидийский F-dur(с си бекаром). Варьирование мелодии (как народная импровизация).

  • 32 – cis-moll. С середины 30-х годов мазурки усложняются, драматизируются. Эта мазурка – яркий пример. Изложение в ней не похоже на мазурку. Оно полифоническое. Нет танцевальности. 3-х частная форма. В конце- трагическая, скорбная кульминация. Это – речитатив.

  • 34 – C-dur. Деревенская. Лидийский C-dur.

  • 47 – a-moll. Лирическая.