Вопрос 8 Основные черты народного календаря.
Пропп «Аграрные праздники» 1 глава, встпуление
Существовало 3 календаря народный(гражданский), крестьянский и церковный. Крестьянский был построен на цикле солнца, отсчитывал новый год с 12 декабря, с зимнего солнцеворота потому что Спиридон Солоноворт. Церковный отсчитывал его с 1 сентября, в день осеннего равноденствия, и народный с марта в весеннее равноденствие. После перенесения Петром 1 нового года на 1января, с 1699 г с первого стали отмечать церковь и народн. Но крестьянский календарь был верен себе, потом перешел на 25 декбря рождение Христа.
Народный календарь имел 2 вида праздников одни сроки которых были установлены – поворотные дни календаря, они опирались на солнцевороты
Святки(зимний)->встреча весны, семик(весен равноденствие)->Иван Купало(летний солнцеворот)->окончание жатвы(осеннее равноденствие)
И второй вид праздники, сроки которых устанавливались от Пасхи: 7 недель до Масленица и 7 недель после Троица. Пасха отмечалась не раньше 23 марта но и не позже 25 апреля по старому стилю
Билет 9. святки: ритуалы и песни, ряженье, святочные игры и гадания. Подблюдные песни.
Святки с 25дек 7янв по 6 19 янв. Они сменяли тяжелый 40дн пост, когда гуляния были запрещены, а до поста мешали работы с\х.
Новый год, перенесенный петром1 с 1 сентября на 1 января, разделил святки на «святые вечера» 7янв-14янв и «страшные вечера» 14-19янв. Святые связаны с рождеством в народном сознании. Вторая неделя под знаком нечистой силы, ее действие прекращалось с крещением, когда освящалась вода и проч.
В святочный комплекс входят три праздника: Рождество, Новый год, Крещение. Все они состоят из более или менее одинакового набора структурных элементов (за исключением обряда освящения воды, всегда относящегося к последнему празднику).
Различия в составе обрядовой пищи касаются только постного или скоромного вариантов ужина, но обязательное число блюд, традиционная кутья, поведение и обычаи за столом повторяются во всех этапах цикла. Вообще большая часть типично святочных обрядов – кормление кур в обруче, приглашение мороза на кутью, обвязывание деревьев соломой, обход ряженых и всевозможных групп колядующих, гадания – все это либо повторяется в каждом и трех праздников, либо исполняется на один из них.
Потебня считал различия между обычаями Рождества и Нового года несущественными: «сходство обрядов заставляет думать, что зимний языческий праздник продолжался несколько дней, или же – если этот праздник был однодневным – что он распался на несколько частей, приуроченных к нескольким христианским праздникам, но сохранивших первоначальное сходство..». О том, что эти даты воспринимались как единый цикл говорит и народная терминология: Рождество – Новый год – Крещение как «пЭрша кОляда» - «дрУга кОляда» - «трЭття кОляда».
Начнем с характеристики рождественского ужина. Наблюдения Зеленина не оставляют никаких сомнений в том, что рождественский ужин восточных славян некогда представлял собой поминки и был посвящен культу предков. В сочельник перед Рождеством готовили постный ужин из 7-9 или 12-ти блюд. накануне Нового года готовилось обильное угощение с мясными кушаньями, этот ужин назывался «багата куття», «щедра вечера». Определяющая особенность рождественского ужина – широко распространенные представления о посещении душ умерших предков в этот вечер, все свидетельствует об ожидании гостей с того света и о вере в их присутствие за столом в этот вечер. Многочисленные свидетельства об обычае откладывать первую ложку кутьи или других обрядовых блюд в отдельную миску «для душ, для нищих, для Христа и пр., отчетливо обнаруживает черты акта кормления умерших во время поминальных обрядов. Чаще всего эту отложенную пищу на следующий день отдавали скоту, чтобы скот хорошо велся в хозяйстве. Действия с остатками пищи от рождественского стола или крошками со скатерти напоминают те же формы ритуального кормления: их отдавали скоту, курам, выбрасывали в печь, в колодец, высыпали под забор для птиц, закапывали под фруктовые деревья, хранили до нового посева и примешивали к посевному зерну итд. В связи с представлением о приходе гостей с того света существуют и поверия о том, что любой пришедший гость в сочельник – особа священная. По нему гадали о своем благополучии, совершали некоторые магические приемы. Кое-где считалось необходимым одаривать хлебом всех пришедших в дом в этот период, даже на минуту заглянувшего соседа. Идея прихода умерших подготавливала соответствующую атмосферу для встречи и одаривания колядников.
Грели покойников: разжигали огонь во дворе, называли имена покойников.
Блюда: кутья, блины, поминальное пиво(канун),компот из сухих фруктов-озвар. Пекли козули, ими одаривали колядовщиков. Кесаретский поросенок.
Мехоноша нес мешок. Первый шел часто со звездой.
Второй праздник святок- 1янв(н.год и день Василия кесаретского) пели с припевом овсень,таусень. Кидали зерно. Виноградье. Поэтический образ, символизирующий плодородие и брачную жизнь. Песни обращены к разным членам семьи особо.
Колядки совершались за святки трижды:
1 рождественский сочельник
2под новый год, в день Василия великого
3крещенский сочельник
Ряжение стало игрой, но сохраняет смысл обряда- символику плодородия. Зооморфные маски: бык, конь, коза. Антропоморфные: старик, старуха, покойник. Травестизм. Обязательный ритуальный смех. Пропп: «смех есть магическое средство создания жизни» продуцирующее значение. Сила смеха должна помочь земле в родах. Смех влиял на природу не непосредственно, а через воскресение умерщвленных антропоморфных олицетворений праздника,кот воскресали в травах,злаках.
Игра в похороны и свадьбу, святочные бечсинства. Маски- магия продуцирующего типа(пропп)
Бахтин. Народный смех связан с материально- телесным низом. Смех снижает, материализует. Освобождение смеха и тела.
Ивлева. Сейчас для боловства, раньше же было обязательно. Обряд был.
Языки ряжения:
Изобразительный (костюм, маска)
Вербальный диалоги
Музыкальный или звуковой.
Действенный или хореографический
Ряжение как обрядовое действие:
Изменение окрутником собственной внешности до неузнаваемости
Переодевание в особую ритуальную одежду
Результат подобного преображения
Ряженье как прием игрового перевоплощения и ряженье как способ достичь некоторого магического статуса( обмануть злые силы, отвести порчу(невеста))
Ряжение входит в состав обрядов разного типа и между ними соответствующим образом устанавливается внутренняя связь. Игры с покойником, попы в намеренно приниженном виде. Вне контекста это может произвести впечатление пародии,но в составе ритуала- нет перевернутость- один из принципов ряжения обосновывается мифологически,а не как развенчание церк.обычая. заданы параметры другого мира мифологическим представлением о нем как об антимире.
Колядование относится к типу обходных магических обрядов. Основной структурной схемой их является: посещение домов с определенной целью и получение даров от хозяев дома. Для описания обходных обрядов важно следующее:
кто исполняет обход
календарные сроки обхода
есть ли и какого характера вербальная часть обряда
есть ли и какого характера акционная часть обряда
есть ли и какого характера обрядовые символы
чем одаривают визитеров
отношение хозяев к посещению.
Итак, ходила колядой так называемая «молодяжка», т.е. незамужние девушки и неженатые парни. Половозрастная организация. Желают удачи в браке---плодородие человека связано с плодородием земли.
Зимнее колядование характеризуется обязательным включением в традиционную схему обряда текста в песенном или речитативном исполнении. Как обязательный компонент обряда текст занимает в нем определенное место, подчиняясь строгим правилам развития обрядовых действий, которые условно можно сгруппировать, выделяя три основных этапа:
приближаясь к дому, колядующие исполняли сначала так называемые «надворные» или «подоконные» песни или приговоры, в которых описывался путь, пройденный колядующими до дома хозяина:...............а также содержалось обращение к хозяину и просьба разрешить колядовать:.................
После того, как разрешение получено, колядующие входили в дом (иногда оставались под окнами) и начинали колядовать, адресуя специальные величания всем членам семьи.........
В заключительной части обряда исполнялись короткие благопожелательные куплеты и формулы, содержащие просьбу о вознаграждении, кроме того иногда после получения дара произносились еще и благодарственные приговоры. Если хозяева по каким-то причинам отказываются одаривать колядующих, те вправе наслать на негостеприимных принимающих проклятья......
Традиция колядования существует и у западных, и у восточных, и у южных славян. В науке существует гипотеза, по которой колядующие изображают умерших предков, приходящих за своим угощением. Об этом свидетельствует описание пути в начале колядки – это описание, обычное для описания пути умершего на тот свет или обратно.
В колядке сюжет и рефрен-отличается в зависимости от территории.
Сюжет:
1зачин
2описание места
3пожелание
4просьба о награде
5фин часть: проклятие или же величание
Предположение: колядующие- символизируют умерших предков,которые пришли получить свою часть на трапезе.(описание долгой дороги Колядки- магическая сила слов. Виноградье- обращение к девице. Овсень и колядка- к хозяину. Пространство другое. После пропевания виноградья обычно начинался свадебный обряд.
Вечорки. Собирались с покрова св.Богородицы 14окт-уже заканчивались работы в поле.
Беседы: форма досуга девушек. Шать,ватага- сообщество парней.
Гадания.Чистые и нечистые. Первые- гадания жребия, вторые ориентированы на зрение и слух. Ходили за тихой водой. Клали под голову пояс. Петух.
Подблюдные песни сопровождали гадания. Например крутили блюдце, вытаскивали кольцо из крупы и т.д
Пропп «аграрные праздники» Кутья-зерно. Каша- элемент почти всех праздничных столов. Продуцирующий обряд. Яйца, ягоды- то же. Смерть не есть небытие. Покойников надо умилостивить, чтобы был урожай и плодовитость. Но после летнего солнцеворота уже не надо: земля в расцвете сил. Козули и т.д- плодородие или плодовитость. Тесто- универсальный материал для творения. Много напек- много будет.
РЯЖЕНИЕ воспринималось во многих местах как дело греховное и опасное. Как правило, в страшные маски «нечистиков» и «покойников» рядились лишь мужчины, реже — бойкие женщины, но не девушки и не дети. По данным, собранным на Русском Севере, сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. По прошествии праздника все принимавшие участие в РЯЖЕНИИ должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой и так далее.
У западных славян и на западе украинско - белорусских областей был известен обычай рядиться в предрождественский период, изображая христианских святых. Накануне дня соответствующего святого по домам ходили ряженые, изображавшие «Варвару», «Люцию», «Николая». Женские фигуры обычно были закутаны в белое покрывало, лицо скрыто платком или распущенными волосами, в руках гусиное крыло или метла, веретено, палка, нож. Они делали вид, что подметают в доме или проверяют, сколько пряжи напряли хозяйки дома (Макошь).
Поведение ряженых сводилось к нескольким стереотипным действиям: они старались испугать своим видом, угрожали хозяевам и детям; гонялись за девушками и приставали к ним; некоторые маски сохраняли полное молчание или издавали неясные звуки, другие разговаривали неестественно высокими или очень низкими голосами. Ряженые и сопровождавшие их участники часто разыгрывали сценки «умирания» или намеренного «убиения» животного. Некоторые антропоморфные ряженые выполняли действия обрядового очищения дома (обметали углы дома или обливали присутствующих водой) или проверяли соблюдение хозяевами дома норм обрядового поведения (подметено ли в доме в определенные дни, убраны ли орудия ткачества, приготовлены ли к празднику обрядовые блюда и т.п.).
Нередко они намеренно демонстрировали свое «антиповедение»: вели себя буйно, шумели, старались забить огонь в печи, разлить воду в доме, обсыпать домочадцев пеплом или вымазать их сажей, украсть что-либо из вещей (см. Кража). К числу обрядовых бесчинств, которые дозволялись ряженым в определенные календарные сроки, можно отнести похищение хозяйственной утвари и пахотных орудий, затыкание трубы, подпирание дверей с внешней стороны дома и т. п.
К весенне - летнему периоду (Юрьеву дню, Вознесению, Троице, Ивану Купале) приурочены обряды вождения ряженого, главным элементом наряда которого служила зелень — ветки деревьев, цветы, венки. Особенностью их было участие одного (реже — двух) главного ряженого, которого вели остальные участники процессии. Такими персонажами, полностью скрытыми под зеленым нарядом или имевшими лишь венок на голове (как единственный знак ряжения), были у восточных славян «Куст», «Тополя», «Весна», «Русалка»; у западных славян — «Троицкий король» или «Король и королева»; у южных — «Зеленый Юрий», «додолы», «пеперуды». Этих ряженых водили по дворам (в дома они обычно не заходили), либо с ними шествовали по селу, выходили за границу села, обходили вокруг полей. Центральный персонаж двигался первым или его вели под руки сопровождающие. Лицо было закрыто платком, волосами, зеленью венка, высокой конусообразной корзиной, густо утыканной ветками. Хозяева старались щедро одарить ряженого, облить его водой, потанцевать с ним для обеспечения себе хорошего урожая.
В завершение свадьбы, а также во многих обрядовых играх устраивалось пародийное венчание ряженых «жениха» и «невесты» с участием «попа», «дьяка», «родителей новобрачных» и других персонажей.
Билет 10. масленичная неделя. Основные темы масленичных песен. Похороны Масленицы.
Время от святок до масленицы- мясоед. Разрешены все увеселения. Это время свадеб. Восьмая неделя от пасхи к назад- масленица. Масленичная неделя- сырная т.к мясо в преддверии поста есть нельзя,а сыр и др.молочные продукты можно.
Пн-встреча
Вт-заигрыш
Ср-лакомка
Чт-широкая масленица
Пт-посиделки
Сб-золовкины посиделки
Вс-проводы,прощанья
Масленица — один из важнейших общинных праздников. В разряде крупных (по народной терминологии — больших) общинных праздников масленица выделялась рядом особенностей.
Во-первых, она была единственным и в большинстве восточнославянских районов многодневным нецерковнымпраздником, молчаливо признанным церковью (как карнавал в странах католического вероисповедания). В системе церковного календаря она наложилась на сырную неделю (последнюю перед Великим постом) и в народном календаре практически отождествилась с нею, приняв названиесырная, которое бытовало и как заменитель термина „масленица“ (белорус,сырна нядзеля), и как его параллельный православный вариант. Последнее воскресенье перед Великим постом получило в народе названиепрощёное, прóща. Во-вторых, слившись с сырной неделей, масленица оказалась в системе подвижной Пасхалии, т.е. лунного календаря, что косвенным образом свидетельствует о ее более архаической „лунной“ связи. Следы последней проявлялись в поздней культуре в народном календарном счете: от времени нарождения месяца на Рождество (до или после него) определялась продолжительность зимнего мясоеда (великого заговенья), с тем, чтобы на масленичную неделю обязательно пришлось новолуние. От рождественского новолуния зависела также продолжительность петровского поста на рубеже летнего солнцеворота. Таким образом, в лунном календаре масленица занималасрединноеположение по отношению к обоим солнцеворотам. Но если о связи масленицы с зимним солнцеворотом кое-что и говорится (главным образом о том, что масленица — конец зимнего периода календарного цикла), то смысл ее соотношения с ритуалами весенне-летнего рубежа специально не рассматривался. В-третьих, масленица по своему значению (а в ряде русских областей и по ритуальной насыщенности) превосходила два ритуальных цикла солнцеворотов, закрепленных в стабильной структуре гражданского/церковного календаря за датами христианских событий: Рождество-Крещение Христа (зимние святки), Рождество Иоанна Крестителя — Купало-Петров день (зеленые святки). Развитие многозначности русской масленицы получило дополнительный стимул в раннее средневековье, когда новый год начинался с 1 марта: поздняя масленица приходилась именно на 1-ю неделю этого месяца.
Масленичный цикл у восточных славян эволюционировал по-разному у отдельных народов и внутрирегионально.
Пн- наряжали масленицу и устанавливали.
С Чт- ряженые
Встреча масленицы «посыпая сыром», но и ругая ее за то, что пришла на неделю всего.
Проводы зимы и встреча весны.
Катания с гор.
Масленица- праздник женатой молодежи. Им пели величания.,катали с горки. При всех они должны были целоваться. Свою плодородную силу молодые должны были сообщить земле,разбудить ее материнское начало.
«на горку» приходили незамужние девушки в лучших своих одеждах. «Смотр»- выбор невест.
Ритуальное обжорство.
Кулачные бои. Взятие снежного городка.
Ярмарки. Балаганы.
Блины- обязательная ритуальная и поминальная еда. Первый блин на окне или на могилу- умершим предкам.
С четверга не приветственные,а прощальные песни.
Сжигание чучела.
Прощеное воскресенье
Чистый понедельник- отмывались перед великим постом.
Пропп. Уничтожение масленицы
1 уничтожение зимы
2 продуцирующий обряд
Ивлева. Масленичное ряжение- процессия, а не хаотичная толпа. В отличие от святочного ряжения, для этих окрутников характерно дневное время отправления. Не соглашается с проппом, что масленичное ряжение перенесено со святок.
Бернштам. Конец мира---очищение.
Билет 11. закликание весны. Веснянки. Егорьевский цикл весенней обрядности.
Кончилась масленица- семь недель великого поста. Запрещены увеселения, даже петь нельзя. Посиделки только с рукоделием.
Чтобы весна пришла, ее нужно позвать,выкликнуть. Это был своеобразный речитатив,наполненный внутренним ритмом.. под вечер девушки забирались на крыши сараев и оттуда закликали весну.
Закликали в разных регионах в разные дни марта.
Птицы возвращались, по поверьям они приносили весну. Ускоряли: пекли фигурки птиц,подбрасывали их в воздух.
Прикрепляли к деревьям,засовывали под сараи.остаток- скоту. Чтобы живительные силы природы коснулись и детей,и животных
На благовещение выпускали на волю живых птиц. 25 марта.
7 апреля- день сорока мучеников.
Семантика: участники. Бабушки и женщины пекут. Дети бегают. Девушки закликают: звонкий голос и могут залезть высоко.
Пропп. Тесто. Продуцирующий обряд в том числе.
Закликание-магия подобия, подражание звукам весны
Егорьев день. 23 апреля. День св Георгия Победоносца. Егорий вешний, зеленый Юрий. Покровитель скота. Первый выгон скота. Мужской праздник, в первую очередь праздник пастухов. В ночь группа парней во главе с пастухом обходила деревни и окликала Егория. У окликальщиков,как и у колядовщиков был свой мехоноша..
Утром скотину выгоняли вербочкой: передача живительной силы. Магическое значение.
Пастух и обходчик. В руках: решето, в которое насыпали зерно,ставили иконку св.георгия и свечу,крашенные яйца,замок. Обходчик, обходя, произносил заговор
Окуривали скот. Корове вымя, например.
«наряжается как баба на юрья»
На егорьевской росе катались,чтобы взять ее силу
1 мая-чествование святого Макария,им заканчивалась егорьевская неделя.
Вербное воскресенье. Вербная неделя-последняя неделя перед пасхой. «Без вербы- не весна»
Лазоревская сб-канун вербного вс- освещали вербу в церкви. Целительная сила сережек- от лихорадки. Дети бегали и хлестались вербой. Пропп: магия соприкосновения.
Пасха. И пробуждение сил природы, и окончание поста. Крестный ход. Утром христосование и обмен крашеными яйцами.
Обход дворов молодежью- волочебные песни.
- Фольклор в системе культуры. Предмет изучения фольклористики. Фольклористика и смежные дисциплины.
- Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.
- Фольклор и литература.
- Вопрос 5. Крестьянская магия. Социокультурный диалог как основа традиционного отношения с миром.
- Вопрос 6. Виды магического этикета, его временная и пространственная обусловленность. Оберег, его вербальные и невербальные формы.
- Вопрос 7 Заговор: единство слова и действия в магической практике.
- Вопрос 8 Основные черты народного календаря.
- 1.Введение
- Зеленин д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995.
- Вопрос 16. Похоронный обряд. Традиционные представления о смерти и загробном мире. Культ предков и его отражение в похоронной и календарной обрядности.
- 20. Бытовая сказка:сказки о шутах и дураках, злых женах, мороке. Природа сказочного трюка. Сатирические и новеллистические сказки.
- Различие между мифологией и фольклором
- Низшая мифология
- Демонологические персонажи русского фольклора.
- Современные мифологические рассказы.
- 26. Былины. Определение жанра. История собирания. Принципы классификации.
- 2. Новгородские